Бенуа Николай Александрович
1901–1988

БЕНУА Николай Александрович

19 апреля 1901 (Ораниенбаум Санкт-Петербургской губернии) — 29 марта 1988 (Милан)

Живописец, график, сценограф

Родился в семье потомственных художников. Сын живописца, акварелиста, сценографа, историка искусства А. Н. Бенуа, внук архитектора Н. Л. Бенуа, правнук архитектора А. К. Кавоса, племянник архитектора Л. Н. Бенуа и акварелиста Альб. Н. Бенуа, двоюродный брат художников Е. Е. Лансере и З. Е. Серебряковой.

Первоначальные художественные навыки получил под руководством отца и О. К. Аллегри в Петербурге. В 1913–1918 занимался в Новой художественной мастерской у В. И. Шухаева и А. Е. Яковлева. В конце 1910-х — начале 1920-х учился в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ — Петроградских государственных свободных мастерских — ВХУТЕМАСе — ВХУТЕИНе у Д. Н. Кардовского, М. В. Матюшина, В. Е. Татлина и других. Еще во время учебы помогал отцу в работе над целым рядом сценических постановок для Мариинского театра. В 1923 вместе с сыном Б. М. Кустодиева создал роспись потолка в петроградском кабаре «Ягодка». В 1922 и 1924 участвовал в выставках «Мира искусства».

В 1920 поступил на службу в Госактеатры помощником главного декоратора. Под руководством Аллегри исполнял декорации по эскизам А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, В. А. Щуко, Кустодиева. После эмиграции Аллегри в Италию стал, при содействии Максима Горького, главным художником Госактеатров. Оформил спектакли «Северные богатыри» Г. Ибсена, «Юлий Цезарь» и «Венецианский купец» У. Шекспира, «Царевич Алексей» Д. С. Мережковского для Большого драматического театра, балет «Времена года» А. К. Глазунова для Государственного академического театра оперы и балета, оперетту «Дочь Сильвы» И. Кальмана и «О чем мечтают девушки» Феона для Театра музыкальной комедии.

В 1924 выехал в Париж по приглашению Национальной оперы. Сотрудничал в театре «Фемина» и театре-кабаре Н. Ф. Балиева «Летучая мышь», где оформил ревю I Miss my swiss и Amour et Hierarchie («Любовь по чинам»). В 1926 работал над балетными постановками Иды Рубинштейн в Париже.

С 1925 жил в Италии. В 1926 в сотрудничестве с режиссером А. А. Саниным оформил оперы М. П. Мусоргского «Хованщина» и «Борис Годунов» для театра Ла Скала в Милане. В том же году посетил Максима Горького на острове Капри. В начале 1930-х стал главным художником Королевской оперы в Риме. Одновременно сотрудничал с другими крупными театрами — Берлинской оперой («Сорочинская ярмарка» Мусоргского), театром Колон в Буэнос-Айресе («Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова).

В 1936 стал директором постановочной части театра Ла Скала в Милане, занимал эту должность 35 лет. Создал декорации и костюмы ко многим операм, наиболее известны его работы к спектаклям «Мария Египетская» О. Респиги (1936), «Самсон и Далила» К. Сен-Санса, «Богема» Дж. Пуччини (обе — 1949), «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова (1950), «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (1956), «Анна Болейн» (1956) и «Мария Стюарт» (1959) Г. Доницетти, «Отелло» (1959), «Риголетто» (1961), «Аида» (1962), «Симон и Боканегра» (1965) Дж. Верди, «Пиковая дама» П. И. Чайковского (1960), «Атлантида» М. де Фалья (1962).

В 1940-х — 1950-х оформил ряд спектаклей вместе с отцом, приезжавшим в Милан. Всего принял участие в оформлении около 300 постановок. В 1956 в Москве прошла выставка декораций и костюмов Николая Бенуа к операм Мусоргского. В 1964 его работы экспонировались в Большом театре на выставке театральной живописи Музея театра Ла Скала. По приглашению Большого театра оформил постановки оперы Б. Бриттена «Сон в летнюю ночь» (1965) и Верди «Бал-маскарад» (1978).

В 1975 стал первым лауреатом премии «Золотого Биббиена», учрежденной за заслуги в области сценографии.

Николай Бенуа — выдающийся театральный декоратор, в своем творчестве развивал мирискуснические традиции сценографии. Он имел репутацию мастера изысканных сочетаний историзма и личной фантазии, создавал эффектные сценические иллюзии, очень тонко связанные с музыкой.

Произведения Бенуа находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Музее театра Ла Скала и других.

  • 20.09.2019 Итоги аукциона «Совком» 19 сентября 2019 года В зале на Щепкина, 28, завершились 154-е торги класса «аукцион сезона». Результаты по всем лотам уже внесены в нашу базу. А о том, что происходило в зале, — читайте в репортаже AI
  • 17.09.2019 «Русская эмаль» открывает новый аукционный сезон Торги русского и западноевропейского искусства состоятся 21 сентября 2019 года. В каталоге — 568 лотов: живопись и графика, серебро, фарфор и пр.
  • 17.09.2019 Открыты 296-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это девять живописных работ, семь листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и один фарфоровый объект
  • 13.09.2019 Итоги AI Аукциона №295 Продано 50%: советское искусство, шестидесятники и современное. В торгах в этот раз победили исключительно коллекционеры из двух столиц
  • 10.09.2019 Открыты 295-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это двенадцать живописных работ, пять листов оригинальной графики, одна работа в смешанной технике, одна фарфоровая тарелка и одна скульптура
  • 13.08.2019 Арт-рынок в первом полугодии 2019. Версия Artprice Краткие выдержки и основные цифры из традиционного обзора портала Artprice о состоянии мирового арт-рынка
  • 09.08.2019 Почему конфискованные картины не нужно отправлять в музеи По следам новости об отправке в музей «Новый Иерусалим» изъятых властями картин Жанны Буллок было несколько звонков с вопросом: «А почему именно в этот музей?» Действительно, почему?
  • 09.07.2019 Художник недели. Николай Иванович Фешин Ныне считающийся русским американцем художник эмигрировал в США из России в 1923 году уже состоявшимся мастером. Его прежний преподаватель Илья Репин в конце жизни называл Фешина самым талантливых из современных русских живописцев
  • 27.06.2019 Художник недели. Василий Поленов 17 октября 2019 года в Новой Третьяковке откроется выставка «Василий Поленов», которая заведомо обречена стать блокбастером наряду с «Валентином Серовым» и «Ильей Репиным». Осенью о художнике начнут писать все наперебой. Так что придется чуть заранее
  • 13.06.2019 Отыскать шедевр на барахолке: «секретная технология» или «ошибка выжившего»? Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх