Art Investment

Художники и цены

Sotheby’s снял четыре поддельные работы Шемякина с «русских торгов»

Показательная история для тех, кто любит повторять: «Какой смысл подделывать ныне живущих художников?» Смысл — деньги. И подделывают за милую душу. И никто не застрахован от встречи с подделками, включая первоклассные мировые аукционы.

Другое дело, что серьезные аукционы оперативно реагируют в случае, если получают достоверный сигнал. Так вышло и на сей раз. После обращения самого Михаила Шемякина, Sotheby’s успел снять с сегодняшних торгов два лота.

Первый — лот 205 — большой живописный «Натюрморт с крабом». Это пример повтора-компиляции. Своих идей нет, поэтому поддельщик в этом случае опирается на фрагменты реальных работ, а то и вовсе копирует оригинальную композицию целиком. В данном случае источником «вдохновения» для жуликов послужила графическая работа 1981 года, репродуцированная в альбоме Шемякина 1986 года. Была графика, бац — и стала холст/маслом, да и еще и более ранним, 1979 года. В своем письме в Sotheby’s сам Шемякин рассказал историю появления подделок из этой серии. Впервые он обнаружил эти фальшаки в ноябре 1989 года в нью-йоркской галерее Эдуарда Нахамкина. Любопытно, что галерея располагалась в двух шагах от студии художника, где он в то время работал. Он тут же написал заявление в полицию, было открыто дело и найден подозреваемый — Андрей Белле, ленинградский художник, который в то время приехал в Нью-Йорк. Он, по словам Шемякина, хвастался друзьям, что написал 20–25 поддельных холстов Шемякина по заказу Константина Кузьминского. Такая история. Косвенно ее подтверждает еще и то, что работы Белле того времени содержат явные стилистические заимствования от натюрмортов и композиций Шемякина.

Второй лот, подлинность которого была отведена автором, — это номер 204 — три бронзовые скульптуры из серии «Карнавалы Санкт-Петербурга». Шемякин заметил, что качество отливок неважное, и ещё определил, что отливки данных скульптур под данными номерами выглядят совсем по-другому и находятся в совсем другом месте. Художник пришел к выводу, что это, скорее всего, неавторизованные автором дополнительные отливки — другими словами, тоже подделка.

Оба лота были оперативно сняты аукционным домом Sotheby’s. В каталоге на сайте аукциона их уже нет. Остались только в бумажном каталоге. На торгах сегодня их тоже уже не будет.

Надо отметить, что ничего из ряда вон выходящего в том, что время от времени тот или иной аукцион снимает сомнительный лот до торгов, нет. Аукционный формат в силу своей публичности и прозрачности является в этом смысле «самоочищающимся» и более безопасным для покупателей. При поступлении обоснованного сигнала аукционы успевают обычно разобраться и убрать лоты, вызвавшие сомнения.

Серьезным препятствием на пути жуликов-фальсификаторов зачастую становятся фонды художников — организации, следящие за подлинностью и публикующие разоблаченные фальшивки. Соответствующий раздел со списком выявленных подделок есть и на сайте Фонда Шемякина.

Вместе с тем попытки продать подделки ныне живущих известных художников сегодня происходят все чаще и чаще. А о том, почему фальсификаторы работают так дерзко и нагло, скоро AI расскажет в отдельной статье.

А «русские торги» в Лондоне тем временем находится в самом разгаре. Читайте наши прогнозы. И удачных всем покупок.

Редакция благодарит Фонд Михаила Шемякина (Санкт-Петербург) за предоставленную информацию и комментарии.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/fakes/20180605_fake_chemiakine_at_sothebys_auction.html
https://artinvestment.ru/en/invest/fakes/20180605_fake_chemiakine_at_sothebys_auction.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

БОГАЕВСКИЙ Константин Фёдорович (1872–1943) Море, горы, облака. 1941 (42,8 × 70 см)

Текущая ставка25000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

ДЕНИСОВ Василий Иванович (1862–1922) Осень. 1910-е (57 × 75 см)

Текущая ставка100000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

ЯКОВЛЕВ Владимир Игоревич (1934–1998) Одинокий розовый цветок. 1983 (54,6 × 42,4 см)

Текущая ставка500000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».