Art Investment

Художники и цены

Русская неделя в Лондоне. Июнь 2018. Мнения и прогнозы

Обзор длинный, поэтому обойдемся без вступлений. Тем более что пришлось бы повторяться. Опять говорить о том, что русские торги не прогрессируют (да и с чего бы), уровень предложения снижается, цены тоже не растут. Они как снизились в долларах-фунтах в среднем в 3-4 раза в 2014 году, так и остаются. Но люди постепенно приходят к пониманию новых реалий. Подтверждение этому — очередь из желающих продать Айвазовского. Только двум главным аукционным домам за 2 дня нужно будет продать 10 больших картин и маленьких картиночек нашего мариниста. Из трех аукционов этого обзора по давней традиции наиболее сильный каталог у «Сотбиса». Но, рассуждая про «снижается» и «хуже-лучше», мы должны отдавать себе отчет в том, что каждый из этих трех аукционных домов на несколько голов превосходит любой аукцион на локальном рынке в России. У нас, напомню, годовой объем продаж всех аукционов в изобразительном искусстве — $8 700 000. Всего. В Лондоне за три дня сделают больше.

И два слова о прогнозах. Что означает «Мнение AI»? Нет, это не угадайка и не ставки в казино. Эти цифры отражают определенные рациональные ожидания — сколько должна стоить такая картина с учетом существующих рыночных цен (об этом позволяет судить база данных аукционных результатов), сопутствующих факторов и известной информации. Но если кто-то желает (из любви к искусству, в азарте или из иных соображений) вместо 20 000 заплатить 200 000, то тут аналитический подход не работает.

5 июня 2018. Sotheby’s. Russian Pictures

У «Сотбиса» будет 209 лотов, из которых 7 работ Айвазовского, 6 — Стожарова и 18 — Челищева.

Комментарий: Поразительной красоты картина была выполнена в Париже в 1922 году, вскоре после эмиграции Шухаева. Он назвал ее «Русским пейзажем» (так оно в конце концов и вышло), но изображена на нем Финляндия (на тот момент). В финской усадьбе своей знакомой в 1920 году Шухаев провел 10 месяцев, ожидая визы и документов от своего друга Александра Яковлева, который уже уехал в Париж. Эту работу уже продавали на Sotheby’s в 1999 под названием Drawing Water («Набирание воды в колодце»). Тогда она досталась покупателю за $6 666. Через 19 лет ее оценивают в 60 раз дороже. Что тут скажешь? Нынешняя цена примерно в 3 раза ниже, чем работы с финскими крышами Шухаева стоили в 2007–2009. Но даже с учетом этого продать сегодня будет сложнее, чем тогда. Прогноз AI — нижний эстимейт ($337 900), а скорее даже «не продано».

Комментарий: Самый дорогой Айвазовский на этом «Сотбисе». Лет 10 назад такой стоил бы больше миллиона, в 3-4 раза выше нынешнего эстимейта. А сегодня реальная цена за такой размер — около $350 000. Ждали лучших времен и «дождались». Но вещь красивая и спокойная по сюжету. Что важно. Кстати, изобилие Айвазовских на торгах не должно вводить в заблуждение. Больших и без трагического нарратива среди них не так уж много.

Комментарий: Не удивлюсь, если самые престижные русские торги самого известного аукционного дома запомнятся работой далеко не самого известного автора. Пётр Смукрович учился вместе с Анисфельдом, Шухаевым и Яковлевым, был близок к «Миру искусства» (но не входил), делал эскизы для петербургских храмов, а в 1918 оформлял город к первой годовщине революции. Дипломная картина «Туалет» была представлена на выставке выпускников Императорской Академии художеств в 1913 году и заслужила внимание критиков, а ее автор — звание «художника» (кстати, это почетное академическое звание, как пишет Кондаков, давало право на чин Х класса по Табели о рангах, а присваивали его всем выпускникам, работы которых получали высокую оценку Художественного совета ВХУ и Совета АХ). В аукционном каталоге эту работу не без оснований называют «русской Олимпией». У Мане — черная служанка, а у Смукровича — дворовая девка. Ну, а барыни и там и там во всеоружии. Сколько дадут за картину — рассуждать бесполезно, сравнить не с чем. Не было у Смукровича показательных прецедентов. Размер огромный — под метр семьдесят в высоту. Сотбис оценивает минимум в $ 270 000. Сильно удивлюсь, если больше. Да и это-то рискованно. Интуиция подсказывает, что скорее вероятен вариант «не продано».

Комментарий: 9 лет назад эту картину купили на «Сотбисе» за $252 000. Сейчас нижний эстимейт $270 000. Как говорится, вернуть бы свое. Хотя бы по номиналу. Вероятно, так и получится. Прогноз — $300 000. 1922 год — это не лучшая пора Нестерова, период подавленности и неурядиц. Впрочем, почти вся его жизнь состояла из череды тяжелейших испытаний. Картина была куплена на русской выставке в Нью-Йорке в 1924 году богатой эмигранткой из России и висела на ее даче на Лонг Айленде (сохранилось даже ее старое фото в интерьере).

Комментарий: На этой «русской неделе» выставляется на удивление много хороших работ художника «Бубнового валета» Петра Кончаловского. Но «Желтая дача» — одна из лучших вообще в истории аукционных торгов. Продают ее уже не первый раз. 10 лет назад она была куплена на «Сотбисе» за $438 000.Сейчас можно надеяться скорее на $350 000–370 000, чуть выше эстимейта. Впрочем все может быть.

Комментарий: Напомню, что в 2014 сходная по сюжету, но еще более крупная картина Стожарова «Отплытие первого теплохода» была продана за умопомрачительные $687 000. Правда, с тех пор, что-то мне подсказывает, люди, способные на такие поступки, повывелись. «Большая Пысса» тоже вещь мощная, но более тяжелая, чем «Отплытие». На аукционах работа Стожарова такого класса появляется всего лишь второй раз. Так что мои сомнения в ее успехе опираются лишь на интуицию. Стартовые $210 000 за нее могут и дать, но не удивлюсь, если будет «не продано».

Комментарий: Поздняя (1960-е), эклектичная, но вполне милая и узнаваемая Гончарова. Особенно в верхней части. Известно, что десять лет назад этот букет купили за $322 000. А сейчас выставили на продажу с оценкой от $135 000. Скорее всего, так примерно и уйдет.

Комментарий: Из шести работ Краснопевцева, выставленных на «русской неделе», эта выглядит наиболее эффектно. Хороший сюжет, 1971 год. Жаль, в описании нет ссылки на ее упоминание в каталоге живописи Краснопевцева, изданном Александром Ушаковым. А все потому, что ее там и нет. Это для маркетинга нехорошо. Ведь художник очень подделываемый. И трехтомник Ушакова полон настолько, что считается практически каталогом-резоне. Потенциальному покупателю надо первым делом сверяться с ним. И заодно уж посмотреть, бывают ли у Краснопевцева такие заломы на свитках. Ну, ладно. Если все в порядке, то в России работу такого класса (но только с устным подтверждением Ушакова и письменным заключением Валерия Силаева) можно продать в течение двух-трех недель примерно за $40 000–45 000. В Лондоне эстимейт от $20 000. Выгодно. Прогноз — $45 000.

Комментарий: Хороший автор, хорошая работа. Все при ней: размер чуть больше метра, узнаваемый сюжет, не скучно. С ценой сложнее. Точно скажу, что в России можно купить на публичных торгах не хуже и дешевле. Не сильно. Но дешевле даже $10 000. Я бы сказал, что для коммерции и перепродажи смысла покупать нет, а для удовольствия — да, конечно.

Комментарий: Тут может быть интересно. Кабакова, в отличие от нашей классики, на стене опознают и англичане. И кивнут одобрительно. Ну и наши тоже, само собой. Тем более в Питере сейчас проходит большая ретроспектива Кабакова, которую потом перевезут в Москву. Деликатный момент в том, что слава Кабакова идет чуть впереди его рынка. Рынок за ней не поспевает. Его графику на аукционах не расхватывают как горячие пирожки. По разным причинам. Но тут и сюжет правильный. И цена хорошая. Сотбисовские $5000 даже для нашего внутреннего рынка нормально. Прогноз AI — благоприятный, скорее $6 000.

Комментарий: Сложившийся ценовой диапазон для работ ценного периода этого редкого автора — $70 000–100 000. Чтобы точнее сориентироваться, нужно смотреть живьем, не с экрана. Если блеклая — дешевле. Но название интригующее. Неужели в самом деле первая его иература? Свои абстрактные иконы-иературы Шварцман действительно начал делать примерно в это время. И если эта в самом деле первая, то цена может дойти и до $150 000. Без этого скорее $80 000.

Комментарий: У Вейсберга давно сложился свой круг почитателей и покупателей из России. На «Сотбисе» его покупают почти всегда, поэтому эстимейт они называют уверенно. Да, бывают инциденты, когда спорщики могут загнать цену и на $170 000, как было в прошлом году. Но это исключение. Обычно бывает в районе $60 000. Мое мнение, что и это дорого. Почему вдруг Вейсберг дороже Краснопевцева? Но у покупателей свой взгляд. Прогноз AI: $55 000–60 000.

4 июня 2018. Christie’s. Russian Art

В этот раз в каталоге «Кристис» только 9 из 125 лотов имеют верхнюю оценку больше $100 000. Критерий слабый: в реальном бою могут дать и больше, и меньше. Но о чем-то это все-таки говорит.

Комментарий: Сомов всегда был очень дорогим, порой необъяснимо дорогим художником. В 2017 крохотная, размером примерно 18 × 23, акварель была продана за $362 000. Такие вещи невозможно ни предсказать, ни обосновать. В последние два года интерес к его творчеству дополнительно подхлестнула публикация откровенных скандальных дневников, расшифрованных искусствоведом Павлом Голубевым. В этот раз Christie’s выставляет целую коллекцию из 12 произведений Сомова, из которых 4 — портреты его сожителя Бориса Снежковского. Из гражданских рисунков есть акварельный интерьер спальни художника и еще пара крохотных акварелей. Кроме размера, там надо обратить внимание на сохранность. Мне больше всего понравилась черно-белая графика «Женщина и дьявол». Предполагаю, что уйдет в районе $12 000.

Комментарий: В меру крупный (полиптих, 180 по горизонтали), яркий (для Стеллецкого это критично), очень правильный по сюжету — просто мечта для поклонников художника. И цена — 50 000? Для сравнения, полутораметровая «Охота на лис» в прошлом году на Bonhams была продана за $333 000. Конечно, для Стеллецкого такая высокая цена не типична, но оценка «Сотбиса» представляется заниженной. Мнение AI: $140 000. Смело? Ну, посмотрим.

Комментарий: Красота в полный рост: вертикаль у рисунка 174 см. И тема, и платье, и портретное сходство со знаменитой балериной — все в плюс. Украшение торгов. Если бы не цена. Это все-таки бумага, ну какие полмиллиона долларов? Помилуйте! В 1995 году ее купили за $15 000 — тоже немалые деньги по тем временам, но… Сильно удивлюсь если будет продано в пределах эстимейта.

Комментарий: Раз уж речь зашла о знаменитых балеринах, то вот портрет Тамары Карсавиной руки Савелия Сорина. «Кристи» дает осторожную оценку $27 000–40 000, хотя портреты Сорина (тем более известных людей) могут стоить $65 000–70 000. Я бы, наверное, согласился с верхним эстимейтом: $40 000 или чуть ниже. Посмотрим.

Комментарий: Эффектная вещь. Стопроцентно узнаваемый Немухин, идеальный размер, образцовая картина. Собственно, сомнения только в цене. А почему сорок? Сейчас за тридцать-то продать — редкая удача («Сотбису» в прошлом году удалось). Реальная же цена порядка $20 000. На нашем рынке даже ниже. Впрочем вариант положиться на удачу тоже никто не отменял.

Комментарий: В другом месте такое увидишь — не поверишь. Но это я от зависти. 1967 год, зрелый Зверев, в расцвете сил, необычная трудоемкая проработанность всей поверхности. Подпись на лицевой стороне либо отсутствует, либо спрятана так, что не разглядеть. Хотя это скорее в плюс. Документов и экспертиз — никаких. Только сообщение, что работа ранее хранилась в имении супругов Одум. Которые и купили картину у Зверева, когда работали в Москве в 1967–1969. Оценку на метровое масло установили на уровне в 3 раза ниже рыночных цен на Зверева в Москве. С экспертизой Силаева такая у нас стоила бы $20 000–25 000. А Силаев, скажу по секрету, считает, что работа хорошая.

Комментарий: Автор очень подделываемый, с его абстракциями всегда нужно быть начеку. Провенанс — хорошо, но лучше запастись чем-то еще. Это общее правило, а не упрек конкретной работе. Композиция интересная, эстимейт нормальный. Но в Москве такая стоила бы от $7000. С оказией, конечно. Не без учета этого думаю, что в итоге купят по нижней границе эстимейта. Или вообще нет.

Комментарий: Обычный Целков такого размера и более поздний может стоить от $70 000. Но тут устроители дают понять, что за эту вещь будут просить втрое дороже. Почему? Скорее из-за истории. Этот Целков, по информации «Кристис», был в собрании Артура Миллера — писателя, третьего мужа Мэрилин Монро. Часть денег, вырученных от продажи, владелец собирается перечислить в фонд Артура Миллера, который занимается поддержкой театров в школах. Работа известная, участвовала в больших выставках с конца 1970-х, опубликована в нескольких книгах о неофициальном искусстве. Это всегда хорошо. Но 200 000 — это тоже о-го-го для 2018. Не знаю, какие реальные полномочия даны аукциону, но за $150 000 правильно было бы уже отдавать. 200 тысяч — сомневаюсь. Да, я помню, что когда-то Целкову покорялась планка и в $440 000. Но это было в благословенном 2007 году.

6 июня 2018. Bonhams. The Russian Sale

Сегодня «Бонэмс» в части русских торгов — аукцион-скромняга. Для него (как и для остальных перечисленных) это рутина. Когда-то он первым начал выставлять шикарных шестидесятников по хорошим ценам. Но эту тему у него постепенно тоже перехватили конкуренты. На этой «русской неделе» у «Бонэмса» в целом есть что показать. Например, Сергей Волков со знаменитой его темой «Работа — зарплата — работа». Есть Рерих, Серебрякова, пара небольших Левитанов, маленький Горбатов и др. Но мне приглянулись два лота: Фешин и набор рисунков Эрнста Неизвестного.

Комментарий: Приятная картина. И тема русская, проникновенная, и почерк абсолютно узнаваемый, и размер удобный. Точно лучше, чем большой портрет непонятно кого. Да и с ценой устроители не перемудрили. Думаю, будет в пределах эстимейта $150 000.

Комментарий: Что привлекает в этом лоте? Да уже одно то, что вы покупаете готовую выставку: 22 отборных оригинальных пастели по метру высотой каждая. Вставь их в рамы с паспарту — и выставка готова. Даже название есть. Это же все рисунки к «Аду» из «Божественной комедии» Данте. Прогноз по этому лоту — существенное превышение эстимейта, раза в три минимум. Мнение AI: никакие не $5000, а от $30 000.

На этом пока всё. Удачных вам покупок. А мы через неделю сверим часы: что сбылось, а где мимо.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20180531_russian_sales_forecast.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20180531_russian_sales_forecast.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

ЛЕОНОВ Павел Петрович (1920–2011) Некрасов с Ваней прибыл на строительство железной дороги (101,5 × 136 см)

Текущая ставка70000 RUB
Окончание торгов2024-05-17 12:00
сделать ставку

ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич (1844–1927) Вид Иерусалима. 1882 (22,2 × 34 см)

Текущая ставка4250000 RUB
Окончание торгов2024-05-17 12:00
сделать ставку

МАКОВСКИЙ Александр Владимирович (1869–1924) Пейзаж с озером. 1904 (11,8 × 22,5 см)

Текущая ставка320000 RUB
Окончание торгов2024-05-17 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».