1840–1917
Живописец, график, мозаичист.
С 1856 учился в ИАХ в Петербурге. В 1861 был удостоен малой серебряной медали за рисунок с натуры. В 1862 окончил курс со званием неклассного (свободного) художника. Принимал участие в академических выставках. В 1864 за картины «Воскресный досуг» и «Канареечка любезна, утешай хоть ты меня» был удостоен звания классного художника 3-й степени. В 1868–1874 состоял при мозаичном отделении ИАХ. В 1869 избран академиком жанровой живописи за картины «Молодая мать», «Деревенская швея», «Детский завтрак», «Два врага», «Деревенский пестун». Экспонировал свои произведения на Всемирных выставках в Лондоне (1872) и Париже (1878), Всероссийской выставке в Москве (1882). В 1872 участвовал в выставке ТПХВ.
В 1874–1884 служил художником при генерал-губернаторе Виленском, Ковенском и Гродненском, затем с 1884 снова работал на мозаичном отделении Академии. Был привлечен к украшению Исаакиевского собора в Петербурге, участвовал в создании композиции «Тайная вечеря», «Несение креста», «Евангелист Лука», «Евангелист Марк», «Апостол Петр».
Работал преимущественно в области жанровой живописи, реже обращался к историческим темам («Иоанн Грозный посещает келью юродивого Николы Салоса в Пскове в 1570 году», 1882). Занимался офортом. Выполнял графические копии (углем и соусом) с картин Рембрандта, Д. Тенирса, Н. Берхема из коллекции Эрмитажа для гравюр Н. С. Мосолова. Репродуцировал в технике офорта собственные картины.
Творчество Пелевина не оказало значительного влияния на развитие жанровой живописи в России второй половины XIX века, тем не менее оно занимает видное место в истории отечественного искусства. В своих работах, в основном в вещах небольшого формата, посвященных эпизодам из жизни крестьянских детей, художник умело передавал характерные типажи и детали обстановки. Произведениям присущи повествовательность, простота и ясность композиционного построения (часто это однофигурная или двухфигурная композиция), декоративность (порой даже некоторая «слащавость») колорита. Добродушная интонация, отсутствие критического начала, свойственного многим мастерам-передвижникам, сентиментальность образов, идеализация крестьянского быта роднит их с «салонным» искусством этого времени.
По выражению историка искусства и художественного критика Ф. И. Булгакова, Пелевин «старается и успевает уловить светлые стороны в крестьянском быту. Это — семья с ее скромными радостями, круг детей, по-братски живущих с животными, искреннее упоение простолюдинки чувствами материнской любви... В изображении такой крестьянской идиллии... Пелевин пока не имеет себе соперников. Даже в жилой избе он умеет подсмотреть такую обстановку, которая позволяет художнику проявить и вкус, и такт». Обозреватель газеты «Художественные новости» В. Чуйко писал: «Пелевин ищет в сюжете не воспроизведение типов, а передачи известного поэтического чувства. Жанр, понимаемый таким образом, интереснее и значительнее простой, голой, протокольной... действительности».
Произведения мастера находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.
Главные лоты предстоящих нью-йоркских торгов по версии Artprice
13.05.2024Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 529
10.05.2024Записка с надписью «Покупайте биткойны» продана за $1 млн
07.05.2024Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 528
03.05.2024Heritage Auctions анонсировал майские русские торги
03.05.2024Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527
26.04.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе
ГЕРМАШЕВ (Бубело) Михаил Маркианович (1867–1930) Зимний пейзаж. Начало 1920-х (41 × 54,7 см)
сделать ставкуСОРИН Савелий Абрамович (1878–1953) Женский портрет. 1920–30-е (54,2 × 65 см)
сделать ставкуНЕМУХИН Владимир Николаевич (1925–2016) Валет Родина. 2000 (60,8 × 47,7 см)
сделать ставку