Ставки на гласность. Аукцион «Сотбис» в Москве, 1988
7 июля 1988 года в Москве прошел аукцион Sotheby’s, ставший самым неоднозначным событием в художественной жизни позднего СССР. По инициативе талантливого аукциониста Sotheby’s Симона де Пюри на продажу было выставлено более сотни произведений русского авангарда и работ признанных и неофициальных советских художников. Аукцион привлек коллекционеров из разных стран и стал предметом обсуждения среди интеллигенции и скептически настроенных художников, чьи работы не были выставлены на торги.
На выставке «Ставки на гласность. Аукцион “Сотбис” в Москве, 1988» будут представлены видеозапись торгов; выдержки из интервью с организаторами и участниками аукциона; VR-инсталляция, которая позволит посетителям стать свидетелями торгов; архивные материалы, демонстрирующие противоречивое отношение к аукциону, сохраняющееся по сей день. Также на выставке покажут некоторые произведения, участвовавшие в торгах, в том числе рисунок Варвары Степановой (около 1924), «Клоун. Сцена в цирке» (1935) Александра Родченко, «Фундаментальный лексикон» (1986) Гриши Брускина (проданный за рекордные £242 000) и «Все о нем» (1971) Ильи Кабакова. Последняя работа была приобретена Альфредом Таубманом — в то время председателем совета директоров Sotheby’s — и подарена советскому Министерству культуры как первое произведение для будущего музея современного искусства СССР.
Аукцион Sotheby’s ознаменовал изменение советского политического ландшафта и стал последней международной культурной инициативой эпохи «перестройки», которая потребовала одобрения советского правительства. Он также оказался одним из самых успешных торговых обменов в советской культуре, изменившим позицию Союза художников и других официальных институтов, подведомственных Министерству культуры, которые быстро осознали выгоды, которые сулит интерес Запада к неофициальному искусству, — интерес, способный стать одним из источников притока иностранной валюты.
Однако рекордные цены, установленные на аукционе и заставшие советский и западный арт-мир врасплох, не выдержали распада Советского Союза и рухнули вместе с ним. Вместе с тем «Русский “Сотбис”» привел к устранению жесткого разделения на официальную и неофициальную культуры, привнес в искусство дух конкуренции и вызвал новую волну эмиграции среди художников, стремившихся воспользоваться активным международным вниманием, которое было порождено аукционом. Со временем торги обрели мифический ореол, о котором писатель Эндрю Соломон сказал: «…об этом событии так много говорили, что в последующие годы критики, кураторы, коллекционеры и художники чего только не ставили аукционному дому в заслугу: он-де открыл одно направление, изобрел другое, положил конец третьему».
Источник: garagemca.org
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20180110_sothebys_auction_exhibition.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20180110_sothebys_auction_exhibition.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.