Art Investment

Художники и цены

«Тифлис и русский авангард» на стенде галереи «Элизиум»

На XXXIX Российском Антикварном салоне в ЦДХ галерея «Элизиум» представляет тематическую экспозиции «Тифлис и русский авангард».

В конце 1910-х годов еще одним центром новых футуристических экспериментов становится Тифлис. Именно здесь «заумная линия» русского футуризма находит свое завершение. Это была кристаллизация авангардных элементов футуризма и кульминационный пункт его эволюции. В этот период произведения представляли собой синтез живописи и поэзии.

Галерея «Элизиум» покажет коллекцию работ художников тифлисского авангарда, которые дают представление о масштабе этого движения и о художественном даровании каждого мастера, среди которых Кирилл Зданевич, Игорь Терентьев, Зигмунд Валишевский, а также произведения русских авангардистов 1910-х — начала 1930-х годов, внесших значительный вклад в создание Нового русского искусства: Г. Якулова, К. Рождественского, П. Кончаловского, А. Осмёркина, А. Лепорской, И. Машкова, Н. Кульбина, Н. Айзенберг и других.

В начале 1918 года на художественной сцене появляется самая авангардная из существовавших футуристических группировок — «41°» (Сорок один градус). В ее составе — А. Кручёных, И. Зданевич, И. Терентьев — «иронический дуэт трех идиотов». Они выпускают печатные издания, устраивают публичные лекции и диспуты. Для одного из таких выступлений А. Крученых художник К. Зданевич создал афишу. Афиша — своего рода визуализация, зрительная параллель и эквивалент поэтическим экспериментам Алексея Кручёных. Плоскость листа превращается в совершенно особое пространство, созданное под воздействием какой-то титанической силы: ураган линий и шквал форм как бы обрушиваются под тяжестью надписи «А.КРУ-ЧЁНЫХ».

Валишевский, Зданевич, Терентьев — художники с ярко выраженной авторской стилистикой. Их пути тесно переплелись. Три друга, «три митрополита, три папы, три бабы, три зуба». Кирилла и Зигмунта связывали не только дружба, общность художественных идей, но и родственные узы: сестра Валишевского Валерия вышла замуж за К. Зданевича. В 1918 году художник Игорь Терентьев написал ее портрет — загадочный и ироничный. Она была импульсивной, артистической натурой, как и супруг, была одаренной рисовальщицей и увлекалась идеями футуристов. Все это, без сомнения, прочитывается в созданном мастером образе. Рядом с госпожой «синеблузницей» изображен ее «паж» — странное существо, напоминающее большого льва Н. Пиросмани. Он отнюдь не свиреп, он улыбчив. Это существо — своеобразный комментарий к портрету: вот женщина-сфинкс, попробуй разгадай!

Идея преодоления выражена во многих работах Зданевича. Графическая композиция «Город» отображает тесно спаянное из кирпичных стен, башен и домиков пространство, из которого словно вырастает и силится вырваться гигантская женщина, — «оживающая» архитектура.

В 1910–20-е годы утверждается новый самостоятельный жанр графики — эскиз театрального костюма. Часто такой эскиз всего лишь повод для создания эффектного красочного зрелища. Подобный «театр костюма» находим у З. Валишевского, примером могут стать работы «Туалет марионетки», «Акробатка», «Комедиантка», где гротесковые карлики, толстяки, маркизы, акробатки, марионетки, комедиантки включаются в вихрь карнавала.

В Москве и Петербурге для театральных постановок в это время работают Ф. Федоровский, Н. Кульбин, Н. Айзенберг, создавая авангардные, остро звучащие произведения.

Особое место в экспозиции занимает работа Г. Якулова «В цирке», которая в полной мере дает представление о живописно-пластической культуре и образном характере мышления художника, о методе симультанизма, или «одновременной совместноцветности». Неожиданностью цветовых сочетаний, сложностью комбинированной техники, различием фактур в пределах единой живописной поверхности, не говоря уже об удивительной лучистости красок, словно светящихся изнутри, палитра Якулова производит впечатление театрализованного шоу. В этом отношении краски художника по силе насыщенности цвета и одновременно своей прозрачности выдерживают сравнения с витражами. Действительно, Якулов владел секретом, благодаря которому умел достигать необычайной звучности колорита и его особой светоносной силы.

Созвучна ей работа А. Волкова «Весна. Кетменщики», такая же яркая и звучная, передающая самобытность и характерные черты восточной жизни.

В экспозиции представлены произведения учеников Малевича, таких как Рождественский и Лепорская, которые сумели найти для себя новые композиционные приемы и цветовые решения. Они нашли универсальную пластическую форму, которая одновременно и современна и классична.

Работы всех этих замечательных мастеров можно увидеть на XXXIX Российском Антикварном салоне, на стенде галереи «Элизиум (стенд 22 на 2-м этаже).

Источник: пресс-релиз галереи «Элизиум»


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20151016_elysium.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20151016_elysium.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».