Art Investment

Художники и цены

Выставка религиозной живописи Греции в ГМИИ имени А. С. Пушкина

Сегодня, 13 июля, в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина откроется выставка «Синаксис: собрание религиозной живописи Греции на дереве и бумаге: 1450–2000 гг.» Уникальная ретроспектива христианского искусства XV — XX веков продолжает многолетнее сотрудничество ГМИИ им. А. С. Пушкина с музеями, а также представительствами частных коллекций Греции. Духовное и художественное наследие этой страны особо значимо для России. Русь была «духовной дочерью» Византийской империи, сформировала под ее влиянием свою национальную культуру.

Слово «синаксис» (от греческого σιναξις), вынесенное в название выставки, буквально означает внебогослужебное собрание (собор) верующих для духовного самосовершенствования, посвященное псалмопению, чтению Священного Писания. Памятники изобразительного искусства служили одним из средств этого духовного совершенствования, воплощая в ясные визуальные образы размышления как Отцов Церкви, так и паствы, простых верующих. Понятие «синаксис» также уместно трактовать как пять столетий греческо-русского совместного пути в культуре и искусстве.

В состав выставки вошли иконы из коллекции Эмилиоса Велимезиса, хранящиеся в Музее Бенаки в Афинах и в Общественном Фонде «Александроса С. Онасиса»; собрание прорисей, эскизов и других произведений религиозной живописи известных греческих художников с 1450 до наших дней из коллекций Христоса и Эмилиоса Ф. Маргаритисов и Александроса Гер. Макриса; три редкие иконы из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, а также икона XV столетия из коллекции Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева «Христос Пантократор» (единственная критская икона из коллекции Георгиоса Костаки). Всего в экспозиции будет представлено более 130 работ.

Большинство икон принадлежит художникам критской иконографической школы, занимающей особое место в истории мировой культуры. Главным центром иконописания на Крите в поствизантийский период была Кандия (современный Ираклион). Живописцы из Константинополя (после его падения) стали переселяться на Крит уже с конца XIV века и образовали там колонию. Широкие торговые связи острова обеспечивали художникам Кандии обширный круг заказчиков: православные и католические монастыри, общины на Балканах, Восточном Средиземноморье и в Италии, отдельные семьи в Италии, на Крите и Пелопоннесе. В договорах всегда указывали стиль живописи будущей иконы: in maniera greca или in maniera latina, обозначая таким образом соответственно византийскую или западную манеру изображения.

В структуре выставки выделено три раздела, располагающиеся, соответственно, в трех залах. Каждый раздел демонстрирует традиции изображения Святых угодников, Девы Марии, Иисуса Христа.

В первом зале последовательность икон святых открывает «Великомученик Святой Димитрий». Далее следуют иконы «Рождество Иоанна Предтечи» и «Усекновение главы Святого Иоанна Предтечи», а также две иконы того же иконографического образца, но с разницей в два века. На них святой представлен пустынником-аскетом в рост с крыльями, он говорит с Христом, держа в руках свиток, тогда как его голова с нимбом лежит на драгоценном подносе и служит знаком его грядущей мученической смерти. Иконы Святой Параскевы в окружении двенадцати сцен ее мученического жития продолжают изображения Святого Александра, также со сценами его мученичества, и Святого Спиридона на троне. Представлены иконы Святой Екатерины, где она изображается в виде невесты в убранстве для духовного обручения. Святую окружают книги, астрономические сферы и геометрические инструменты, как свидетельства ее учености. Рядом с ней — колесо, орудие ее пытки, в правой руке Екатерина держит пальмовую ветвь. За иконами Святой Екатериной следуют различные вариации изображения Святого Николая Чудотворца со сценами какого-либо чуда, сотворенного им на море. Экспонируются и многие другие уникальные произведения, посвященные теме Святых угодников.

В экспозиции также представлен тридцатииконный иконостас. Он организуется по двум осям — вертикальной и горизонтальной, образуя крест. На вершине вертикальной оси — икона Святой Софии и трех ее дочерей — Веры, Надежды, Любови — аллегорическое изображение явления Софии в ее трех ипостасях. На вертикальной оси — на перекладине креста и под иконой Святой Софии — «Сретение», «Крещение» и «Распятие Иисуса Христа», под ними — еще три сюжета: Христос в рост в центре сцены с изображенными в рост Апостолами, будто остановившимися в момент благословления, ниже — «Тайная Вечеря», еще ниже — «Пьета». На горизонтальной оси в два ряда распределены иконы Святой Кирияки, Святой Анастасии, Святой Варвары, Святой Мавры, Святой Ефталии, Святой Марины, Святой Екатерины, Святой Марии Египетской, Святой Ефимии, Святой Ирины, Святой Параскевы, Святого Фанурия, Святого Николая, Святого Дионисия Ареопагита, Святого Герасима, Святого Пантелеимона, Святого Иоанна Крестителя, Святого Луки, Святого Димитрия, Святого Иакова, Святого Эмилия, Святого Элефтерия, Святого Александра, — всех во плоти, в образах царей, солдат, бедняков. Все иконы — изображения нестареющих юношей, дев, вызывающих восхищение, усмиривших страсти, живущих всюду и нигде.

Второй зал посвящен Деве Марии, самому священному образу православия, самой Святой из всех Святых, Преблагодатной Царице мира. Она и «Проливающая слезы», и «Умиление», «Животворящий источник», «Солнцепрекрасная», «Морская», «Целительница», «Госпожа Ангелов», «Утоли моя печали», «Мироточащая», «Водительница чужеземцев», «Акафистная», «Нежность» — у Богородицы много прекрасных имен. Зрители увидят образное повествование о самых важных этапах жития Девы Марии: «Рождество Богородицы» в народном стиле, варианты «Введения во Храм» с современными изображениями иконографических типов Благовещения, более традиционное «Благовещение», два варианта «Рождества Христова», а также шесть вариантов «Успения Богородицы» и другие бесценные произведения.

В третьем зале экспонируются иконы с изображением Иисуса Христа. В частности, иконостас: «Иисус Христос с тремя Апостолами: Иаковом, Лукой и Симоном». Два Апостола на тронах, их иконография очень различна: один изображен на императорском троне с короной и нимбом одновременно, а другой — в западном стиле, монохромно, — в момент снисхождения Святого Духа.

Зрители увидят четыре варианта иконографии «Христа Пантократора», а также «Иисуса Христа Царя Царей и Великого Архиерея», — все анфас. Эти отдельные образы Вседержителя подготавливают публику к восприятию дальнейших ортодоксальных красноречивых и великих сюжетов: «Рождество», «Распятие», «Снятие с Креста», «Пьета», «Страсти Христовы» и «Вознесение Господне с Ангелами». Жемчужина раздела «Оплакивание» (1566) («Страсти Христовы — Пьета с ангелами»), принадлежит кисти Доменикоса Теотокопулоса (Эль Греко). Художник использовал композицию, характерную для западноевропейской живописи, поместив ее внутри позолоченной резной рамы с полуарочным фронтоном. В этой работе, исполненной на золотом фоне в технике критских икон, еще до того, как Теотокопулос покинул свой родной остров в 1567, впервые динамично выражены уникальные черты его неповторимого стиля. Изысканной палитрой телесного цвета с зеленовато-голубыми рефлексами написано тело мертвого Христа, изображенного с подгибающимися ногами, — одновременно стоящего и падающего. Доминирующие трепещущие фигуры ангелов с одухотворенными лицами, задрапированные в богатые одежды, предвосхищают работы зрелого Эль Греко испанского периода.

То, что икона таит в себе несколько смыслов, очевидно. Музейное экспонирование икон порождает некие новые условия коммуникации, превращающие иконы из священных предметов культа и религиозного почитания в изобразительные тексты, в произведения искусства, имеющие самостоятельную ценность.

Настоящая выставка в ГМИИ им. А. С. Пушкина является значительным событием, вносящим важный вклад в культурные контакты между Грецией и Россией и в укрепление связей между двумя странами. В то же время она выражает цели двух музейных учреждений, принимающих в ней участие и убежденных в том, что история, искусство и культура расширяют пути общения и взаимопонимания.

Кураторы выставки со стороны ГМИИ им. А. С. Пушкина: А. А. Савинов, А. Г. Стёпина.

Источник: museum.ru/gmii


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100713_greece_in_gmii.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100713_greece_in_gmii.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».