Art Investment

Художники и цены

«Экспрессия: женский род, множественное число»

Групповые выставки, посвященные творчеству женщин, не редкость в наше время: взять хотя бы титаническую экспозицию elles@centrepompidou, представляющую произведения «тружениц арт-фронта» из коллекции этого почтенного музея современного искусства.

Ценность подобного рода проектов неоспорима: они знакомят широкую публику с творчеством многих интересных авторов. Недостаток «женских» выставок в том, что часто в одном пространстве оказываются произведения, не имеющие друг с другом ничего общего, кроме пола их создателей, — это создает проблему восприятия творений сквозь призму принадлежности к искусственно созданному гетто «женского искусства». Каждый музей или галерея, задумавший сделать выставку на тему «мира глазами женщин», должен расколоть этот орешек по-своему. Например, парижская галерея Artsyne завтра, 28 мая, открывает экспозицию «Экспрессия: женский род, множественное число». Организаторы решили показать, как в творчестве пяти художниц проявляются качества, которые принято относить к «женским».

Среди экспонатов — яркие, экспрессионистические полотна англичанки Уилмы Джонсон (Wilma Johnson), которая «примеряет» на себя различные образы — Венеры, знойной мексиканки, бесстрашной серферши... С 1979 по 1987 год Джонсон была членом хулиганской перформанс-группы неонатуристов, куда также входили сестры Кристин и Дженнифер Бинни (Christine & Jennifer Binnie) и позже прославившийся на весь мир художник Грейсон Перри (Grayson Perry). В каталоге выставки неонатуристов в галерее England & Co (2007) мы читаем: «[Они] заявили о себе в начале 1980-х — вроде бы не так уж и давно; но та эпоха действительно отличалась от нынешней: тогда современное искусство не ассоциировалось ни с деньгами, ни со славой... Параллельно с арт-миром, воспринимавшим себя как элиту, существовала андеграундная сцена, где работали как “политические” художники, стремящиеся обнажить несправедливость режима Тэтчер, так и те, кто становился частью субкультур, ведущих альтернативных образ жизни. Они селились в сквотах, придумывали себе невероятные наряды, ходили в клубы вроде Heaven, Taboo и The Blitz и вращались в авангардных гей-кругах, ключевыми фигурами коих были режиссер и художник Дерек Джармен (Derek Jarman), танцор и хореограф Майкл Кларк (Michael Clark) и фееричный перформанс-артист Ли Бауэри (Leigh Bowery)». Именно к этой сцене и принадлежали неонатуристы, которые, как следует из названия движения, выступали обнаженными, раскрасив свои тела в разные цвета.

Перформансы художников, в которых порой участвовало до 25 человек, нередко напоминали ритуалы — хотя, как подчеркивает Грейсон Перри, их творчесво было антитезой садомазохистским практикам венских акционистов: искусство неонатуристов было немыслимо без веселья. Художников интересовал трансвестизм как практика, позволяющая выйти за пределы предписанной обществом «идентичности» и свободно экспериментировать с «мужским» и «женским» (сейчас Грейсон Перри является одним из главных трансвеститов Британии). В отличие от традиционно маскулинных стилей (таких, как абстрактный экспрессионизм), в которых «аутентичность» является залогом серьезности, неонатуризм предлагает игру, постоянную трансформацию. Патриархальному стереотипу отношения к искусству как к деятельности гения-одиночки, находящегося в диалоге с «высшим», Уилма Джонсон и ее коллеги противопоставляют более дружелюбную и добрую модель, основанную на всеядности, соавторстве и эксперименте.

Влияние абстрактного экспрессионизма прочитывается в картинах Марьям Шамс (Maryam Shams) и Марианн Кензен (Maryanne Quinzin), однако вопреки популярному представлению об этом стиле художницы не выплескивают на холст своих демонов, а, наоборот, усмиряют красочные вихри, составляют из живописных фрагментов и предметов окружающего мира аккуратный бриколаж. Художниц роднит любовь к экспериментированию с различными материалами и техниками, а также способность находить эстетический интерес в элементах повседневности. Так, Шамс включает в свои композиции рукописный текст, а Кензен придает поэтичности тривиальному дизайну — в некоторые ее абстракции, например, органично вписаны фрагменты оберточной бумаги.

Работы Сюзанн Петтерссон Бергман (Susanne Pettersson Bergman) подчеркнуто женственны: свои элегантные композиции художница создает из живых роз. Цветочные картины безупречно, дизайнерски красивы, однако использование столь эфемерного материала говорит о сознательном отказе от амбиции создать «шедевр для вечности», воздвигнуть себе памятник. Вспоминаются замысловатые стенные росписи британского художника Ричарда Райта (Richard Wright), которые уничтожаются сразу после окончания выставки: по словам художника, важнее вечности для него «хрупкий момент взаимодействия зрителя с произведением искусства». Произведения Петтерссон Бергман наводят на те же мысли. Нельзя не упомянуто и о символике роз: в зависимости от контекста розы могут означать мягкость, боль, страсть, природу и много что еще.

 

Все произведения, представленные на выставке, отличает чувственность: не только в цветах и формах, но и способах взаимодействия с избранным материалом. Глиняная скульптура, выполненная Тарин Вейтья (Taryn Veytia) является этому доказательством: на ней отчетливо видны следы пальцев художницы, что обнажает сущность творчества как взаимодействия трех тел: тела модели (Вейтья лепит и рисует с натуры), тела самого автора и искусственного тела, появившегося в результате общения с материалом.

Выставка продлится до 30 июня.

Источники: artsyne.com, neonaturists.org.uk, entertainment.timesonline.co.uk, englandgallery.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100527_expression_au_feminin_pluriel.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100527_expression_au_feminin_pluriel.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».