Art Investment

Художники и цены

«Пугающаяся коллекция» Владислава Ефимова

Сегодня, 24 декабря, в пространстве Stella Art Foundation в Скарятинском переулке открывается выставка «Пугающаяся коллекция». Это новый проект Владислава Ефимова, известного фото- и медиахудожника, лауреата Всероссийской премии в области современного искусства «Инновация» 2009 года.

Президент фонда Стелла Кесаева в преддверии выставки сказала: «Наш фонд имеет долгую историю сотрудничества с Государственным центром современного искусства, ведь мы несколько лет присуждаем в рамках “Инновации” свой собственный приз. Владислава Ефимова, который в прошлом году получил наивысшую государственную награду в области современного искусства, я рада приветствовать в нашем фонде. Надеюсь, что проект “Пугающая коллекция” заинтересует как профессионалов, так и самую широкую публику».

Интерактивная инсталляция «Пугающаяся коллекция» состоит из нескольких длинных горизонтальных боксов, разделенных на отдельные секции. Каждая секция содержит тот или иной предмет, который реагирует на прикосновение зрителя к стеклу. В свою очередь боксы различаются между собой тематически: бокс с дергающимися повседневно-бытовыми предметами; бокс со старыми («художественными») вещицами; бокс объектов, поющих «ангельские песни» и т. д.

Название проекта следует понимать буквально. Во-первых, потому что инсталляция Владислава Ефимова действительно собрание разнообразных предметов. Во-вторых, потому что она интерактивна. Говоря иначе, каждый из артефактов коллекции реагирует на близкое присутствие зрителя. Как только последний дотрагивается до стекла домика-бокса, в котором проживает предмет, тот пугается: взвизгивает, прячется или поет.

Сам художник утверждает, что ему было интересно воспроизвести такую «систему, в которой отсутствует чёткое разделения на мир человеческий, мир вещей, и мир идей». И при этом ссылается на ее источник — теорию великого русского физиолога Владимира Михайловича Бехтерева, согласно которой «разнообразные действия человека могут быть сопоставлены с сокращениями псевдоподий таких простейших животных, как, например, амёба. И то, что мы понимаем под высшими рефлексами в конце концов представляет собой производное “сократительности” живого вещества в ответ на раздражение. Ученый считал, что в основе деятельности живых организмов лежит нервный ток, переходящий путем сокращения мышц и смещения членов в механическую энергию. Все явления мира, включая проявления духа и все процессы в живых организмах, есть производные универсальной мировой энергии, вследствие чего такая энергия является единой сущностью вселенной. Эта мировая энергия служит началом и материального, и духовного мира и потенциально содержит в себе все сущее».

Ефимов — большой любитель истории науки, в том числе того любопытнейшего слоя идей, которые сегодня безапелляционно принято называть мифами. Подобная научная архаика состоит из многих концепций, начиная с алхимической идеи философского камня и заканчивая тем же бехтеревским универсальным «нервным током». Она породила и множество материальных феноменов, среди которых почетное место занимает кунсткамера, которую можно считать началом истории новоевропейского коллекционирования. В ней зафиксировано то состояние человеческого сознания, для которого не существовало разделения на предметы искусственного и натурального происхождения. Именно поэтому в кунсткамере одновременно присутствовали «шедевры искусства и природы».

В инсталляции Ефимов воспроизводит кунсткамерный способ показа. Все собранные им вещи — среди которых природные артефакты, предметы прикладного искусства, бытовые вещи и технические объекты — заключены в одинаковые боксы-витрины и экспонированы в линию. И анимированы, то есть волей художника уравнены с живыми существами, в том числе и со зрителями.

Владислав Ефимов о проекте: «В инсталляции “Пугающаяся коллекция” мне было интересно рассмотреть систему мира, построенную на бехтеревских принципах. Систему, в которой отсутствует четкое разделение на мир человеческий, мир вещей и мир идей. Боксы коллекции заключает в себе вещи, наделенные физиологической свободой сокращаться в ответ на прикосновение, свободой начального чувствования. Мировая энергия, о которой говорили Бехтерев и Циолковский, немного сильнее проникает в нашу “пугающуюся коллекцию”. Мир вещей и мир идей смешиваются здесь в большей степени. Чувствуя и пугаясь, предметы коллекции выражают себя даже вербально — лепечут, разговаривают или поют. С одной стороны стекла присутствует хаотический большой мир, в котором существует воля прикосновения. С другой же — малый упорядоченный мир собранной кем-то коллекции, наполненный первичной жизненной силой, где вещи наделены элементарными способностями выразить свой испуг. Вещи здесь чувствуют».

Владислав Ефимов родился в 1964 в Москве. В 1985 окончил Московский автомеханический институт. В 1987 вместе с Алексеем Шульгиным, Ильей Пигановым, Сергеем Леонтьевым, Игорем Мухиным, Борисом Михайловым, Александром Слюсаревым, и др. входил в группу «Непосредственная фотография». В 1996–2005 работал совместно с художником Аристархом Чернышёвым.

Выставка работает до 14 февраля 2010 года.

Источник: safmuseum.org


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20091224_efimov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20091224_efimov.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

БЕНУА Николай Александрович (1901–1988) Маски на карнизе. Эскиз фрагмента декорации к спектаклю «Бал-маскарад». 1979 (31,5 × 22,4 см в свету)

Текущая ставка100 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

ФАЛЬК Роберт Рафаилович (1886–1958) Эскиз грима Гоцмаха для спектакля «Блуждающие звёзды» по роману Шолом-Алейхема в постановке А. В. Азарх-Грановской. 1941 (30,2 × 21,3 см)

Текущая ставка50000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

ЯКОВЛЕВ Владимир Игоревич (1934–1998) Цветы. 1996 (65,5 × 50 см)

Текущая ставка20000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».