«Искусство про искусство» в Государственном Русском музее
Сегодня в Мраморном дворце Русского музея открывается выставка «Искусство про искусство». В экспозиции представлено более 150 произведений: графика, живопись, фотография, инсталляция, объекты таких знаменитых художников, как Илья Кабаков, Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Тимур Новиков, Сергей Бугаев, и многих других.
В ХХ и ХХI веках образы искусства становятся такими же основаниями для творчества, какими ранее были образы жизненные или воображаемые. В эпоху постмодернизма невозможно обойтись без заимствований и цитат из истории искусства — таков один из главных методов искусства современного. Художники соотносятся со всем опытом мировой художественной культуры и делают это в диапазоне от прилежного ученичества до провокативной пародии. Искусство становится все более обращенным на самое себя, а тема «искусство про искусство» — все более актуальной.
Авторы концепции выставки «Искусство про искусство» сознательно пошли на дидактичность ради демонстрации действия механизмов современного искусства. В экспозиции показаны разнообразные художественные приемы: композиционного анализа и деконструкции, цитации и апроприации, пародирования и снижения интонации, самоустранения и самоописания.
Экспозиция выставки, построенная по тематическому принципу, состоит из разделов: «В музее», «Искусство про искусство: крупный план», «Вперед/назад к классике», «Русская школа», «Авангард forever», «Иконография», «Идея искусства: атака концептов», «Высокое/низкое».
Впервые в одном экспозиционном пространстве соседями становятся совершенно разноплановые художники: Андрей Мыльников и Ольга Тобрелутс, Василий Яковлев и Александр Косолапов, Гелий Коржев и Клаудио Браво, знаменитые мастера поп-арта и совсем молодые художники. Экспозиция, заостряющая контрасты и выявляющая парадоксальные переклички, демонстрирует общие причины и последствия самых на первый взгляд различных процессов в современном искусстве.
Искусство всегда находится в состоянии саморефлексии. По поводу системы своих ценностей, своих целей и средств (содержательных и выразительных). Такая самопогруженность, обращенность на самоё себя проявлялась и проявляется разнообразно, становится и двигателем, и тормозом.
В чем причина, например, постоянного обращения художников к хрестоматийному репинскому полотну «Бурлаки на Волге»? В разделе выставки «Русская школа» даны различные ответы на этот вопрос — скульптура Вильямса Френка и объект Вадима Козина. Постоянным творческим стимулятором остается для отечественного и мирового искусства русский авангард, об этом — выставочный раздел «Авангард forever» с работами Леонида Сокова, Брацо Дмитриевича, Ирины Затуловской, Андрея Молодкина.
В ХХ веке искусство активно освобождалось от упрощенно понятых функций служения кому-либо и чему-либо, происходил рост его «самосознания». Парадоксальным образом, искусство в поисках своей идентичности было ангажировано политикой и идеологией, приходя порой к полному самоуничтожению на службе у тоталитарных режимов века (искусство как идеологическое оружие). Одновременно росла сосредоточенность искусства на себе самом (искусство для искусства).
В разделе выставки под названием «Иконография» представлены интерпретации знаменитых полотен Рембрандта и Джорджоне, Гойи и Веласкеса, Моне и Энгра.
В искусстве всегда жила потребность в самоанализе, но именно в новейшее время эта потребность стала необходимостью. В этом можно увидеть и логику внутреннего развития искусства, и реакцию на трагедию века — потерю собственной индивидуальности в служении «великому общему делу». Самоанализ предполагает пересмотр, переучет своих целей, средств, инструментария ради обновления, ради самоосуществления искусства, ради расставания со страхами и болезнями прошлого.
В разделе «Высокое/низкое» представлены образцы неугасающего интереса к мощным направлениям в искусстве ХХ века — поп-арту, соц-арту — и к образам низовой культуры, кича, маргинальных мотивов, проникающих в высокое искусство.
«Искусство про искусство» — это не только извечная, но и все более актуальная тема. Выставка расскажет о «механизмах» современного искусства, покажет сами эти «колесики», «шестеренки» и «систему передач», их холостую и полезную работу.
В чем состоит сама идея искусства — этому посвящен раздел «Идея искусства: атака концептов» с работами Юрия Альберта, Сергея Мироненко, Леонида Борисова, Юрия Александрова.
На таком разнородном материале, тем более на материале постмодернизма, не избежать эклектизма подходов. Выставка «Искусство про искусство» делает попытку сохранить и предъявить восхищение и в чем-то наивный интерес к «устройству» произведения искусства, делающего его актуальным.
Выставка в ГРМ открыта с 21 мая до 17 августа 2009 года.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090521_rusmuseum_art_about_art.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090521_rusmuseum_art_about_art.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.