Тёрнер и Италия
В Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге сейчас проходит выставка под названием «Тёрнер и Италия», которая каждым своим экспонатом рассказывает о страстной любви известного британского художника Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера (Joseph Mallord William Turner) к солнечной южной стране. Экспозиция повествует об их сложных, прочных и продолжительных отношениях, о том, как Тёрнер был очарован климатом, пейзажами и архитектурой этой страны. Именно они вдохновили его на создание прекрасных шедевров романтического искусства.
Эта уникальная выставка включает выдающиеся произведения из американских, австралийских и европейских коллекций. О страсти Тёрнера к Италии посетителям рассказывают живописные полотна, акварели, альбомы с эскизами и книги из собственной коллекции художника.
Очарование итальянской культуры Тёрнер почувствовал еще в молодости, когда в Лондоне занимался изучением картин, акварелей, скульптур, гравюр и книг, связанных с Италией. Он посетил многие частные коллекции, бывал на выставках и аукционах, где познакомился с работами Тициана, Веронезе, Пуссена, Пиранези и других. Знакомством с культурой Италии и столь подробным ее изучением Тёрнер во многом был обязан британской Королевской академии, где искусство древнего Рима и Ренессанса считалось идеалом, к которому следует стремиться. В 1789 году Тёрнер был принят в школу при Королевской академии, где нередко делал зарисовки с гипсовых слепков античных скульптур из ее коллекции. А в 1802 году в возрасте 27 лет он стал действительным членом Королевской академии.
В 1819 году Тёрнер впервые побывал в Риме, и пейзажи Вечного города захватили его воображение. Он делал многочисленные рисунки в Ватикане, на Форуме, на всех семи городских холмах. Всего через два месяца после возвращения из Италии он выставил в Королевской академии свою величественную панораму Рима из Ватикана.
В следующий раз он приехал в итальянскую столицу в 1828 году и прожил там три месяца. Он нашел мастерскую, где мог писать, и наслаждался общением с местными жителями. Работы, созданные в этот период, стали более значительными по теме и масштабу. В их числе грандиозное полотно, посвященное мифу о Медее, а также впечатляющая «Палестрина — Композиция», на которой автор изобразил вид этого города, расположенного к востоку от Рима.
В 1830-х годах Тёрнер приезжал в Италию дважды: в 1833 году он побывал в Венеции и в 1836 году посетил Турин. В последней поездке его сопровождал покровитель — шотландский землевладелец и коллекционер Хью Эндрю Джонстон Мунро из Новара (Hugh Andrew Johnstone Munro of Novar).
Венецианские пейзажи, постоянно меняющиеся из-за игры света на воде и зданиях, и кажущиеся какими-то невесомыми и эфемерными, были идеальным предметом для его акварелей. И даже более того — художник смог мастерски передать эти удивительные впечатления и в живописи.
Впервые Тёрнер остановился в Венеции всего примерно на восемь дней, во время поездки в 1819 году. Тогда он сделал несколько карандашных этюдов и акварелей. В следующий раз он приехал в город в конце лета 1833 года, и остался уже на 10 дней, делая по 20 карандашных зарисовок в день.
Последний и самый плодотворный приезд состоялся в 1840 году. Ему было уже 65, тем не менее он много гулял по городу пешком, катался на гондолах, рисовал и писал Венецию днем и ночью, в любую погоду. Он мастерски изобразил палаццо Дожей, площадь Сан-Марко и Большой канал. Однако в числе лучших его венецианских работ специалисты называют и виды тех уголков города, которые в известной степени обойдены вниманием приезжающих.
В конце лета 1843 года Тёрнер совершил поездку по Швейцарии, а затем пересек границу и посетил озера на севере Италии. Однако из-за болезни ему пришлось сократить свое путешествие. В 1845 году его здоровье стало ухудшаться, однако он продолжал работать с удивительной силой и изобретательностью вплоть до самой смерти в 1851 году.
В своих последних произведениях Тёрнер широко раздвинул традиционные рамки. Густо нанесенную на холст краску он распределял кистью, а иногда шпателем, лоскутком ткани или даже руками. К тому же он нередко экспериментировал с очень смелыми цветовыми сочетаниями. Поэтому даже через сто пятьдесят лет творения Уильяма Тёрнера не утратили своей способности поражать и интриговать зрителя.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090503_turner_and_italy.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090503_turner_and_italy.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.