Art Investment

Художники и цены

Фотографии Александра Устинова в галерее «ФотоСоюз»

Сегодня вечером в галерее «ФотоСоюз» открывается выставка Александра Устинова (1909–1995), посвященная 100-летию со дня рождения автора.

Александр Васильевич Устинов, известный мастер фотографии, отдал любимому делу более 60 лет жизни. Он родился 16 июня 1909 года в Москве. После семилетки работал подмастерьем у слесаря, упаковщиком, осветителем на кинофабрике, потом поступил в институт Кинематографии, проучился четыре года, но закончить его не удалось — надо было зарабатывать на жизнь. Но к этому времени он так увлекся фотографией, что купил в рассрочку «Фотокор», ходил с ним по Москве и снимал.

В 1933 году Саша Устинов делает свою первую знаменитую фотографию «Курсанты на субботнике», потом снимки Устинова начинают появляться в газетах «Красный Воин», «Красная Звезда», в журнале «Огонёк». В 1938 году он делает сделал первый в его жизни настоящий репортаж о подготовке к дальнему перелету экипажа самолета «Родина» с отважными летчицами Валентиной Гризодубовой, Полиной Осипенко и Мариной Расковой. Так начинается репортерская карьера Саши Устинова. Он становится фотокорреспондентом газеты «Красная Звезда», снимает на Финской войне.

Еще до начала войны, в июне 1941 года Устинов едет по командировке «Правды» на юг, в Донбасс и Ростовскую область. Оттуда он вернулся 19 июня, даже успел сдать фотографии в газету, а через четыре дня уже пришлось делать первый военный репортаж. Это было 23 июня 1941 года, в 8 часов утра.

В годы войны редкий номер «Правды» выходил без снимков и репортажей А. Устинова. Его фронтовая биография, начавшаяся репортажем из Октябрьского райвоенкомата Москвы 23 июня 1941 года, продолжилась командировками на все фронты, где шли главные сражения войны, а закончилась снимками встречи с союзниками на Эльбе в апреле 1945 года и Дня Победы на Красной площади в Москве.

Уйдя на пенсию, Александр Устинов ежедневно появлялся в редакции «Правды», как в течение всех пятидесяти лет, отданных работе в этой газете. Невысокого роста, коренастый, все такой же подвижный, с густой гривой поседевших волос, он шел по коридору третьего этажа в отдел иллюстрации неторопливо, основательно. Он вообще был человеком основательным, и, может быть, поэтому среди журналистской братии за ним известно прозвище — Граф, в котором была и дань уважения, и ирония, вызванная справедливой завистью коллег к удачливой судьбе фотографа Устинова. А может, прозвище и произошло от профессии — фото-Граф…

Графское проявлялось во всем. Я не помню, чтобы он пришел в редакцию без галстука. Приезжая со съемки в Кремле — а он многие годы был правительственным фотографом, вхожим в высшие круги власти, — Александр Васильевич в лаборатории вешал пиджак на плечики, надевал клеенчатый фартук до пола, отстегивал запонки и засучивал рукава белой рубахи, расслаблял ворот (но галстук был на месте!) и начинал работу — проявлял пленки, печатал и сушил фотографии, потом шел на четвертый этаж показывать снимки дежурному редактору. В «Правде» не было принято отдавать пленки лаборанту, а самому идти пить кофе на пятый этаж. Фотограф «Правды» должен был уметь делать все сам: проявлять, печатать в любых условиях. Уметь передать снимки по «бильду» — фототелеграфу, который часто приходилось таскать с собой по поездам и самолетам в тяжеленном чемодане, ибо редакция всегда экономила на фототелеграфисте, особенно в зарубежных командировках. Вот и сгодилась фронтовая школа, когда Устинов возил с собой в вещмешке два проявочных бачка и две бутылки с растворами. Посмотрите на фотографию 1943 года, где на фоне «эмки» и деревенских кур Устинов творит очередной фронтовой фоторепортаж. Сколько же их было, и не только военных.

Александр Васильевич Устинов прожил хорошую жизнь — всегда в движении, всегда в поисках темы, места и точки съемки. В качестве фотокорреспондента «Правды» он объездил всю страну и еще полмира, многое повидал и сохранил для нас. Он, фотограф, издал около десятка фотоальбомов и книгу воспоминаний о своей беспокойной жизни. Он фотографировал летчиков и космонавтов, маршалов С. Будённого и С. Тимошенко, самого всесоюзного старосту М. Калинина, многих военачальников во время войны, а уж после нее делал фотографии правительства в Кремле, запечатлел писателей Леонида Леонова, Михаила Шолохова, Александра Твардовского, многих ученых, артистов, рабочих и крестьян. Обо всех сумел сказать доброе слово Александр Васильевич в своих фотографиях и книгах. О себе же он сказал так: «…Судьба приписала меня к счастливому поколению людей, которым довелось родиться накануне грандиозных исторических событий в нашей стране. Счастлив, что профессия фоторепортера дала мне возможность на протяжении почти полувека быть свидетелем славной истории моей Родины… Время — вот что более всего повышает ценность любой документальной фотографии, будь она газетной или в семейном альбоме. Главная ее ценность — свидетельство жизни людей…»

Выставка в галерее «ФотоСоюз» (Покровка, 5) работает с 30 апреля по 23 мая. Время работы: среда — пятница: с 16.00 до 20.00; суббота: с 13.00 до 17.00; выходные: воскресенье, понедельник, вторник.

Источник: mkrf.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090429_ustinov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090429_ustinov.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

ФЕДОРОВСКИЙ Фёдор Фёдорович (1883‒1955) Пивовар. Эскиз костюма и грима к постановке оперы Ш. Гуно «Фауст». 1924 (24 × 20 см)

Текущая ставка50000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович (1817–1900) Корабль в море. Конец XIX века (11 × 8,6 см)

Текущая ставка300000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

ЯКОВЛЕВ Александр Евгеньевич (1887–1938) В мастерской (37 × 55,3 см в свету)

Текущая ставка16000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».