Art Investment

Художники и цены

Британские художницы сняли фильм о неснятом фильме Кубрика

  • ДЖЕЙН И ЛУИЗ УИЛСОН «Арийские документы». Кадр из фильма

В лондонской Галерее Британского института кино на Южном берегу Темзы (BFI Southbank Gallery) проходит выставка, на которой можно увидеть новое творение британских художниц-двойняшек Джейн и Луиз Уилсон (Jane & Louise Wilson). Это 17-минутное видео под названием «Арийские документы», посвященное неснятому фильму знаменитого режиссера Стэнли Кубрика (Stanley Kubrick).

Известно, что Кубрик мечтал снять фильм о Холокосте с середины 1970-х годов и долгое время искал подходящую историю. В начале 1990-х ему попалась книга Луиса Бегли (Louis Begley) о мальчике и его тете, которые скрывали от нацистов свое еврейское происхождение, прикрываясь фальшивыми «арийскими документами». Если бы фильм был снят, его можно было бы назвать самым «автобиографичным» творением режиссера — известно, что некоторые его родственники из Восточной Европы погибли в годы Холокоста. Работа над фильмом уже началась, когда стало известно, что другой знаменитый режиссер, Стивен Спилберг (Steven Spielberg), снимает свой «Список Шиндлера». Кубрик и студия Warner Brothers рассудили, что две громкие ленты о Холокосте в один год — это «слишком», и решили положить проект «на полку». Другой причиной того, что «Арийские документы» так и не увидели свет, стало то, что Кубрик, работая над фильмом, погрузился в глубокую депрессию. Он не раз задавался вопросом, возможно ли вообще с помощью средств кино передать весь ужас Холокоста.

Роль тети мальчика, Тани, получила молодая актриса Йоханна Тер Стееге (Johanna Ter Steege), родственники которой (как выяснилось уже после кастинга) в войну принимали участие в голландском Сопротивлении. Именно эта женщина является главной героиней фильма сестер Уилсон. Тер Стееге рассказывает о своей первой встрече с Кубриком, о том, как режиссер сообщил ей, что именно ее он выбрал на главную женскую роль. Актриса ждала начала съемок восемь месяцев, во время которых ей не разрешалось искать себе другую работу. Узнав о том, что «Арийские документы» снимать не будут, она два дня проплакала в постели. Главная роль в фильме великого Кубрика могла стать для нее настоящим прорывом, возможно, даже обеспечила бы ей блестящую карьеру.

Фильм сестер Уилсон начинается с кадров, на которых мы видим фотографии, сделанные при подготовке к съемкам «Арийских документов». На них молодая Тер Стееге примеряет костюмы своей героини. Затем художницы показывают нам сегодняшнюю Тер Стееге, позирующую в похожих нарядах. За кадром актриса рассказывает о своем коротком опыте работы с Кубриком, а также зачитывает реплики Тани из книги Луиса Бегли. Ближе к концу фильма на экране появляются архивные фотографии эпохи Холокоста, в основном изображения немецких солдат и жителей гетто.

Произведение английских художниц прежде всего является портретом Тер Стееге. Камера по-настоящему любуется ею. Самым логичным (и банальным) шагом для сестер Уилсон было бы дать актрисе шанс все-таки сыграть роль Тани, сняв несколько эпизодов, которые бы производили впечатление изъятых из фильма фрагментов, — почти как фотографии Синди Шерман (Cindy Sherman), «воспроизводящие» кадры из никогда не снятых фильмов и моменты никогда не бывшей жизни. Но вместо этого художницы создали видео, где Тер Стееге просто позирует, — этот прием усиливает впечатление «нереализованности», не скрывает, а подчеркивает тот факт, что мечта актрисы сыграть роль, которая могла бы стать «ролью ее жизни», осталась неосуществленной.

Сестры попытались дать свое видение того, какой могла бы быть атмосфера фильма Кубрика, если бы он все-таки был снят. На видео актриса позирует в мрачных торжественных интерьерах; похожие интерьеры появляются на фотоснимках 1930-х и 1940-х годов, «вставленных» в фильм художницами. Ощущение тревоги, а затем отчаяния усиливается, когда на экране появляются архивные фотографии жертв Холокоста. На этих снимках нет ничего шокирующего, о том, что изображенные на них люди — ожидающие депортации обитатели гетто, мы узнаем только из комментариев Тер Стееге. Причина тревоги, — за кадром; документальные фотографии и слова Тани, которые читает актриса, указывают на то, что за хрупкими стенами созданного художницами пространства — искалеченный мир, где самое темное и страшное, что есть в человеческой природе, выпущено на свободу. По словам Йоханны Тер Стееге, именно этот кошмар хотел передать в своем фильме Кубрик, но, поняв, что отобразить его в полной мере на экране не получится, режиссер — известный перфекционист, делавший свою работу «либо безупречно, либо никак», — отказался от проекта. В своей работе сестры Уилсон обращают внимание на то, что с Тер Стееге поступили несправедливо, но в тоже время они призывают зрителя задуматься о том, почему фильм, в котором она могла бы сыграть «роль своей жизни», так и не появился.

Джейн и Луиз Уилсон родились в 1967 году. В 1999 году они номинировались на премию Тёрнера. Сейчас их творчество представляют престижные галереи Lisson и 303.

Фильм «Арийские документы» можно увидеть здесь.

Источник: artnet.com , animateprojects.org, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090330_jane_and_louise_wilson.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090330_jane_and_louise_wilson.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».