Art Investment

Художники и цены

Ретроспектива Бориса Смелова в Эрмитаже

Сегодня в Государственном Эрмитаже в залах Главного Штаба в рамках проекта «Эрмитаж 20/21» открывается выставка «Борис Смелов. Ретроспектива», организованная Государственным Эрмитажем и галереей pARTnerproject, Москва, при участии Фонда Бориса Смелова. В экспозиции представлено более 90 произведений (натюрморты, портреты, городские пейзажи) из коллекции московской галереи pARTnerproject и частных собраний.

Фотограф Борис Смелов (1951–1998) еще при жизни стал легендой петербургской фотографии, живым классиком, вызывавшим самое настоящее поклонение у всех, кто хоть как-то был связан с искусством «светописи». Критики и профессиональные фотографы единогласно признают Бориса Смелова одним из лучших европейских мастеров фотографии. Созданный им образ Петербурга — это не просто качественные снимки, но, безусловно, самое выразительное высказывание, которое было сделано об этом городе в конце прошлого века, высказывание, по своему значению равное поэзии Бродского. Его «Аполлон» из серии фотографий скульптур Летнего сада, гордый мраморный профиль античного бога, со стекающими по нему каплями дождя и ползущим пауком, часто воспроизводившийся, стал символом петербургской культуры конца двадцатого века, ёмким и многозначным, говорящим о Петербурге — Петрограде — Ленинграде — Петербурге больше, чем самые объемные сборники научных конференций.

Творчество Бориса Смелова — ценное и яркое явление петербургской культуры 1970–90-х годов, с Петербургом связанное, Петербургу посвященное и Петербургом определенное, но при этом лишенное краеведческой ограниченности. Его произведения сопоставимы с самыми высокими образцами мировой фотографии — с работами Картье-Брессона, Дуайена и Кертиса.

Смелов — художник, стоящий на грани столетий, художник отечественный, но находящийся на уровне лучших достижений интернациональной фотографии, демонстрирующий связь относительно нового искусства, искусства фотографии, с культурной традицией, в первую очередь — с культурной традицией Петербурга, города интернационального по своей сути. Случайные мгновения сплетаются у Смелова в важное послание, в цельный текст о городе, о его неповторимой выразительности, быть может, более цельной и значимой, чем его неизменные недвижные монументы. В остроте переживаний подобных моментов, чудом вырванных из потока времени, заключается неповторимый аромат искусства Бориса Смелова — то, что он сам называл «интуитивной фотографией». Интуиция, однако, всегда сопровождается у него безошибочным и точным расчетом интеллекта.

Борис Смелов не фотографировал конкретику реального Ленинграда, и даже было бы несколько поверхностно говорить, что в своих фотографиях он пытался поймать призрак Петербурга. Его Петербург не просто город, но Город с большой буквы. В нем есть что-то роднящее с образом Города другого великого фотографа — парижанина начала XX века Эжена Атже, к которому Смелов оказался очень близок. В фотографиях Бориса Смелова неожиданный ракурс вдруг придает знакомому и банальному новый смысл — город перестает быть застывшим текстом. Он вступает с диалогом со зрителем, сообщает нечто новое, неожиданное, будь то магический свет, исходящий изнутри Исаакиевского собора, срифмованный со светящимся одиноким окном в стене, темным пятном возвышающейся над заснеженными крышами, или усталые силуэты случайных пассажиров на фоне невской панорамы, видной сквозь окно вечернего трамвая.

Имя Смелова прекрасно известно фотографам, коллекционерам, критикам и историкам фотографии. Любой более или менее заметный петербургский фотограф сегодня не избежал его влияния. Это общепризнанный факт. Его много показывали на различных выставках как при жизни, так и после смерти, о нем невозможно не упомянуть, говоря о петербургской фотографии, но до сих пор не состоялось ни одной его крупной музейной выставки, не было опубликовано отдельного, посвященного только ему, альбома. Выставка, представленная в Эрмитаже, свидетельствует о признании этого выдающегося мастера, талант которого оценен по достоинству.

В рамках образовательной программы к выставке проводятся круглые столы с устроителями экспозиции, художественными критиками, а также мастер-классы с фотографами. Выставка открыта до 28 июня 2009 года.

Источник: partnergallery.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090320_smelov_at_hermitage.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090320_smelov_at_hermitage.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».