Art Investment

Художники и цены

Книга Бытия вдохновляет художников и поныне

«В начале сотворил Бог небо и землю…» Этими словами начинается Книга Бытия («Генезис»), первая книга Торы, Ветхого Завета и всей Библии. Сотворению мира посвящена выставка, которая проходит сейчас в Современном еврейском музее Сан-Франциско. Специально для этой выставки несколько современных художников создали произведения, которые объединяет одно — все они вдохновлены первыми строчками Книги Бытия.

У входа в зал посетителей встречают восемь шелкографий выдающегося афроамериканского художника Джейкоба Лоуренса (Jacob Lawrence). Лоуренс вырос в бедном нью-йоркском районе Гарлем, где посещал баптистскую церковь. Он навсегда запомнил, как читал проповеди местный священник — принимая экзальтированные позы и воздевая руки к небу. На работах художника этот священник находится в центре композиции. Он рассказывает своей изумленной пастве о сотворении мира, и его слова порождают образы, которые мы можем увидеть в окне церкви. Когда пастор говорит об отделении тверди от воды, за окном — бурные волны, когда вещает о создании Богом растений, там появляются деревья. На каждой работе костюм священника разного цвета. Несмотря на то, что фигуры на произведениях Лоуренса написаны весьма схематично, вихрь эмоций, овладевающий пастором и его аудиторией, художник передает очень убедительно. Легко представить себе эти сцены в каком-нибудь фильме, снятом режиссером-сюрреалистом.

Художник Бен Рубин (Ben Rubin) представил на выставку модель антенны «Горн», с помощью которой астрофизики Арно Пензиас (Arno Penzias) и Роберт Уилсон (Robert Wilson) впервые услышали космические шумы, которые позже были признаны отзвуками Большого Взрыва. Так у теории Большого Взрыва появилось первое доказательство, за которое Пензиас и Уилсон получили Нобелевскую премию. Рубин называет шумы, услышанные физиками, «дыханием Бога». Антенна «Горн», которая изначально предназначалась для ловли сигналов, посылаемых спутниками, похожа на огромный рупор, и если мы приложим ухо к ее модели, представленной на выставке, то сможем услышать интервью с Арно Пензиасом и те самые космические шумы. На стене рядом с инсталляцией висит фотография большой антенны «Горн», а также эмблема звукозаписывающей компании RCA Victor — рисунок пса, повернувшего ушко в сторону граммофона. По мнению художника, в параллельной вселенной мы так же, как и этот пес, прислушиваемся к рупору для того, чтобы услышать звуки Сотворения мира.

На стене у входа в комнату, где находится инсталляция Бена Рубина, мы можем увидеть экранчик, на котором демонстрируется видеоработа Энн Хэмилтон (Ann Hamilton). Ее произведение по-настоящему гипнотизирует: на видеозаписи печатаются слова «In the beginning was the beginning the beginning in the beginning…» («В начале было начало начало в начале…») и так до бесконечности. Работа представляет собой философский комментарий к первой строчке Книги Бытия.

В следующем зале находится поистине потрясающая инсталляция художника Мэттью Ричи (Matthew Ritchie). Для выставки художник создал рисунок во всю стену, частями которого являются несколько круглых «зеркал». На них проецируется видео — органические формы или меланхоличные пейзажи. Каждое «зеркало» соответствует одному из семи дней творения. Инсталляция сопровождается аудиозаписью голосов, читающих Книгу Бытия.

Художница Ширли Шор (Shirley Shor) создала не менее оригинальное произведение — «Колодец», смотря в который, мы видим различные фразы на английском и на иврите, появляющиеся ниоткуда и образующие спирали. В стародавние времена колодец был местом встречи, у которого собирались жители деревни или города — сейчас же основным местом встречи людей стал Интернет. Фразы для инсталляции были собраны автоматически, с помощью поиска по блогам. Все они начинаются со слов «В начале» или «Ты не должен». Может быть, благодаря тому, что работы Мэттью Ричи и Ширли Шор находятся в соседних комнатах, возникает впечатление, что они связаны между собой и их идеи «накладываются» друг на друга. Работа Ричи показывает органический, бессловесный мир, а инсталляция Шор — мир, двигателем которого является коммуникация. Эти два мира разъединены, они существуют отдельно друг от друга, но человеческая душа имеет корни в них обоих.

Самое «масштабное» произведение на выставке — инсталляция Трентона Дойла Хэнкока (Trenton Doyle Hancock), в которой он повествует о зарождении придуманной им самим вселенной. Последние пятнадцать лет Хэнкок занимается сочинением эпоса о фантастических существах, сочетающих в себе растительное и животное начала, — маундах и веганах. На выставке можно узнать о том, как первые представители племени маундов подверглись нападению своих единокровных брата и сестры, которые устроили страшную кровавую резню. Кое-какие маунды все же выжили, а агрессоры ушли под землю, где стали родоначальниками новой расы веганов. Хэнкок создал для выставки несколько рисунков, большое панно, а также «обои» с кровавыми сценками из его эпоса.

Творение Хэнкока — еще не самое странное, что есть на выставке, посвященной Книге Бытия. Художник Алан Берлинер (Alan Berliner) создал из «Генезиса»... игровой автомат. Его инсталляция представляет собой семь экранов и джойстик. Это — «слот-машина», где на экранах появляются различные слова. Выиграет тот, кто «соберет» цитату из Книги Бытия или найдет слово «Бог». Житель Москвы, попавший на эту выставку, конечно же, сразу подумает: «И сюда “Джекпот” пробрался».

Художница Кей Розен (Kay Rosen) создала для выставки композицию из букв. Она написала на стене фразы Do not disturb («Не беспокоить») и It is so («Это так») таким образом, что образовались столбики из букв D, I, S, O и T. «Не беспокоить» — призыв художницы остановить насилие над Землей, а «Это так» — подтверждение ее послания. С обратной стороны на стене можно увидеть цифры 0, 1 и 2, которые на самом деле являются буквами S, I и О. Если принять I за 1, S — за 2, а О — за 0, то, умножая эти цифры на количество соответствующих букв в столбиках, получаем цифры 3, 6 и 0. По мнению художницы, ноль символизирует пустоту, шесть — количество дней творения, а тройка — «сокращение творения вдвое». Оч-чень концептуально.

Самой «интерактивной» является инсталляция Мирли Ладерман Укелес (Mierle Laderman Ukeles). В одном из залов музея она развесила множество зеркал. По словам художницы, посетители, которые в них смотрятся, на самом деле разглядывают лицо Бога — ибо Бог создал человека по своему образу и подобию. Но это еще не все. Посетителям предлагается дать письменное обещание, что они совершат какое-нибудь доброе дело, и повесить это обещание вместо одного из зеркал.

Помимо произведений современных художников, на выставке экспонируются и другие работы, посвященные сотворению мира. Среди них — средневековые миниатюры, иллюстрация Гюстава Доре (Gustave Doré) к Библии и рисунок Уильяма Блейка (William Blake) к «Потерянному раю» Джона Мильтона (John Milton). Особое внимание привлекает гениальная скульптура Огюста Родена (Auguste Rodin) «Рука Господа» — внушительная длань, которая вылепляет из бесформенной массы слившуюся в любовном объятии пару. Кроме того, в музее представлены и оттиски великих модернистов — Марка Шагала (Marc Chagall) и Франца Марка (Franz Marc), иллюстрирующие разные этапы сотворения мира. На работе Шагала Бог создает человека, а на произведении Марка — животных. Звери, нарисованные Марком, поражают своей красотой — этот художник известен как выдающийся анималист. На выставке также можно увидеть абстрактное полотно Барнетта Ньюмана (Barnett Newman) «Единство II», на котором изображены два цветовых поля, разделенные вертикальной полосой. Говорят, что при создании подобных полотен художник вдохновлялся тотемами первобытных племен, учением Каббалы и видами нью-йоркских небоскребов. По мнению организаторов выставки, полосу также можно считать «демаркационной линией», которая отделяет порядок от хаоса, свет от тьмы, небо от земли, бытие от небытия.

Современный еврейский музей, в котором проходит выставка, открылся в июне этого года. Он располагается в двух зданиях, одно из которых когда-то было электростанцией, а второе было построено совсем недавно. Своей формой оно напоминает бриллиант. Но архитектор Дэниэл Либескинд (Daniel Libeskind), спроектировавший здание, черпал вдохновение не в драгоценных камнях, а в буквах иврита «хет» и «йод», которые образуют слово «чай» — «жизнь». Как и здание Еврейского музея в Берлине, тоже построенное Либескиндом, его украшают множество маленьких окошек. На первый взгляд музей похож на неприступную темную крепость, но, зайдя в него, с удивлением отмечаешь, что он залит солнечным светом. Музей находится в главном «музейном квартале» Сан-Франциско, в двух шагах от Музея современного искусства (SF MOMA), Центра современного искусства Yerba Buena, Музея декоративных и прикладных искусств и Музея африканской диаспоры (MOAD).

В Современном еврейском музее не будет постоянной коллекции. Там проводятся выставки, освещающие различные аспекты еврейской культуры. Сейчас, помимо «Книги Бытия», там проходят две выставки: «Евреи Энди Уорхола», на которой можно увидеть портреты великих деятелей еврейского происхождения, выполненные основателем поп-арта, а также «саунд-проект» знаменитого музыканта-авангардиста Джона Зорна (John Zorn) под названием Aleph-Bet («Алфавит»). Для него несколько выдающихся музыкантов сочинили пьесы, вдохновленные буквами еврейского алфавита. В проекте участвуют Лу Рид (Lou Reed), Эрик Фридландер (Erik Friedlander), Терри Райли (Terry Riley) и другие.

Источники: thecjm.org, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090101_genesis.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090101_genesis.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».