Art Investment

Художники и цены

Джакометти в Эрмитаже

Выставка «Альберто Джакометти. Скульптура. Живопись. Рисунок» сейчас проходит в Двенадцатиколонном зале Эрмитажа. Это первый обширный показ произведений мастера в этом музее. В экспозицию входят около 80 произведений: 26 скульптур, 7 картин и 27 графических работ, а также фотографии работы Эрнста Шайдеггера, на которых запечатлен Джакометти. Экспонаты предоставлены швейцарским музеем Кунстхаус в Цюрихе, входящим в его состав Фондом Альберто Джакометти, где сосредоточена большая часть наследия художника, а также Фондом Бейелера из Базеля.

Альберто Джакометти (1901–1966) входит в число легендарных художников ХХ столетия. Его творчество безошибочно узнаваемо, его имя известно в любой точке земного шара. Без эпатажа и громких деклараций он воплощает в пластических композициях свое мировоззрение. Узкие вертикали почти бесплотных фигур его «зрелого стиля» собирают и удерживают любое пространство — от музейного интерьера до городских площадей.

Джакометти пробует себя во всех современных ему направлениях искусства. Неудовлетворенный отсутствием результатов в фигуративном искусстве, художник обращается к кубизму, соединяя его с пластикой африканской скульптуры. Появляются скульптуры «Пара» и «Женщина-ложка». Прототипом последней стал ковш для зерна, увиденный художником на выставке африканского искусства. Позже Джакометти обращается к сюрреализму: он создает несколько значительных произведений и называет их «скульптурами в клетке». «Невидимый объект» и «Куб» (1934) становятся последними сюрреалистическими скульптурами Джакометти, после чего начинается двенадцатилетний период поисков нового образа. Художник пытается изобразить удаляющиеся фигуры; это приводит к тому, что скульптура становится совсем мелкой. Находясь в постоянном поиске, мастер в феврале 1946 года обращает внимание на дорожный знак с изображением человека. Это впечатление подвигает его на разработку собственного стиля с характерными, очень тонкими, вытянутыми фигурами. Он «упраздняет объем», уплощает свои фигуры до тонкости лезвий. Его сквозные конструкции появляются как протест против традиционного языка скульптуры, с его подчеркнутой осязаемостью и весомостью.

Автор монографии о Джакометти французский поэт Жак Дюпен писал: «Его скульптуры — это рисунки, помещенные в трехмерное пространство. Им чужда и полнота объема, и гладкость поверхности. Всего массивного, весомого они избегают. Не допуская неспешного кругового обхода, они требуют чтения в лоб. Подставка или подножье фигур подчеркиваются ради одной задачи — высвободить и показать силу их выплеска, их легкость, пространственную хрупкость».

Джакометти создает ряд произведений в иррациональном стиле, вершиной которого стала «Колесница». Эти работы экспонировались в декабре 1950 года на выставке в галерее Пьера Матисса в Нью-Йорке (часть из них была раскрашена).

Работа с натурой для одного из живописных произведений подвигла Джакометти к преодолению своего стиля с экстремально вытянутыми фигурами. В бюстах, моделью для которых послужил его брат Диего Джакометти, и зарисовках своей обнаженной жены Аннетты скульптор развивает свой собственный метод реализма.

В зрелом возрасте художник возвращается к живописи, используя ее возможности выражения пространственной глубины на плоскости холста. Особое место в творчестве Джакометти отводится живописным портретам. И здесь любимой моделью художника, как и в скульптуре, был Диего, талантливый дизайнер мебели и проектировщик интерьеров. Не меняя позы и ракурса портретируемого, художник экспериментировал с размерами холста, зрительно приближал и удалял образ, искал соотношения форм.

На протяжении всей жизни Джакометти испытывал неослабевающий интерес к предметам быта, окружающим людям и явлениям природы, провоцирующий его на безостановочные эксперименты в различных материалах и жанрах искусства. В натюрмортах, выполненных в технике рисунка пером или графитным карандашом, неподвижная натура живет своей тихой жизнью. Под его проницательным взглядом открывается скрытая сущность привычно не замечаемых, обыденных вещей. Они словно вступают в диалог, красноречиво рассказывая о привычках, вкусах и укладе жизни их хозяина.

Современники видели в творчестве Джакометти отражение философских течений и анализировали влияние различных авангардных направлений на развитие его стиля. Теоретик сюрреализма Андре Бретон находил работы скульптора идеальной иллюстрацией эстетики сюрреалистов. Французский философ и драматург Жан-Поль Сартр считал творчество Джакометти отражением экзистенциализма. Однако сам художник, не останавливавший эволюцию своего стиля, опровергал в своих записях и литературных эссе любую привязку к какому-либо направлению в философии и движению в искусстве.

Выставка в Эрмитаже продлится до 8 февраля 2009 года.

Источник: hermitagemuseum.org


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20081209_giacometti.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20081209_giacometti.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».