Art Investment

Художники и цены

Ему удалось облечь в форму самые потаенные переживания и страхи современного человека

В Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина впервые в России проходит выставка швейцарского художника и скульптора Альберто Джакометти. Его называют «последним из великих модернистов» и единственным культовым скульптором ХХ столетия. Искусствоведы уже полвека ищут определение для его уникального авторского стиля, но сходятся только в одном: Джакометти удалось облечь в форму самые потаенные переживания и страхи современного человека. Всего в Москве представлено около пятидесяти произведений великого швейцарца — скульптуры, живописные работы и гравюры.

Куратор выставки Ирина Никифорова пять лет вела переговоры с Базелем и Цюрихом. Многие экспонаты впервые покинули Швейцарию. По гравюрам и скульптурам Джакометти можно совершить экскурс в историю искусств двадцатого века. «Эти проекты он начал делать, когда оказался в 1922 году в Париже. До этого работал вместе с отцом. Был символистом, реалистом», — рассказывает Ирина Никифорова. Некоторые из его скульптур знамениты на весь мир. Разлетевшееся тело — образ пережитых кошмаров Первой мировой войны: «Он видел смерть. Он видел, как смерть отбирает личность у тела».

Директор Фонда Бейлера Сэмюэль Келлер знает историю каждой скульптуры. Фигура бездомного пса многое может рассказать о французском периоде, когда совсем еще молодой Джакометти приехал покорять Париж. «Он тогда жил в Париже. Гуляя в одиночестве, почувствовал себя бездомной, мокрой собакой под дождем. Вполне в духе Джакометти», — замечает Келлер. В Париже Джакометти «заболел» кубизмом и сюрреализмом. Он был в эпицентре передовых идей.

Для Венецианской биеннале в 1953 году Джакометти сделал много скульптур, и только на первый взгляд они кажутся одинаковыми. «Он менял высоту и ширину, играл с патиной. С одной стороны она зеленая, здесь напоминает ржавчину, здесь отполирована, здесь шероховата. Это почти живопись. Прежде чем отлить в бронзе, он выделывал сырую поверхность гипса своими руками», — продолжает Сэмюэль Келлер. «Он почти всегда работал в рисунках. Стены его мастерской забеливались, замазывались. Он делал эскизы и рисунки», — добавляет Ирина Никифорова. Он экспериментировал с формой и материалом. Каждая новая работа становилась вызовом, брошенной перчаткой.

Джакометти родился в семье художника и с детства интересовался взаимодействием скульптуры и пространства. Фигуры на платформе — это его конек. К примеру, «Человек, пересекающий площадь». «В реальной жизни человек так не ходит. У него нет такой амплитуды движений», — говорит Сэмюэль Келлер. Потом он сделал три большие фигуры для Нью-Йорка, но работа осталась незавершенной.

Скульптуры подолгу томились в его мастерской. Для того чтобы они не рассыхались, Джакометти обматывал глину мокрыми тряпками. Если бы не его брат Диего, многие так и не дожили бы до отливки. «У Джакометти была плохая репутация. Он всегда был недоволен своими работами, постоянно пытался их переделать. Натурщики не любили ему позировать. Выдержать многочасовые сеансы мог только Диего», — поясняет Келлер.

Началом всему были глаза. Потом он лепил брови, рот, нос и тело. У большинства скульптур Джакометти тела непропорционально вытянуты, как, например, у «Женщины на колеснице».

«Он был очень образованным. Увлекался Египтом, античными коллекциями Лувра. Знал многих художников», — отмечает директор Фонда Бейлера.

Он работал не щадя ни себя ни других — до изнеможения. В шестьдесят пять лет у него остановилось сердце. Искусствоведы до сих пор не нашли точного определения для его творчества. Очевидно одно: болезненную хрупкость бытия Джакометти выразил без лишних слов и крикливых декораций.

Выставка будет работать в помещении Отдела личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина (Волхонка, 10) с 17 сентября по 20 ноября 2008 года.

Источники: tvkultura.ru, пресс-релиз ГМИИ им. А. С. Пушкина


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080919_alberto_giacometti.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080919_alberto_giacometti.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».