Саудовская Аравия раскрыла планы на будущее «Спасителя мира» Леонардо да Винчи
Три года назад работа «Спаситель мира» Леонардо да Винчи за $450 млн ушла с торгов Christie’s и, окруженная огромным шлейфом теорий, догадок и предположений, связанных и с самой картиной и с ее покупкой, исчезла из поля зрения общественности. И пока мир задавался вопросом, куда делся «Спаситель мира», Саудовская Аравия (предполагаемый СМИ, но официально не подтвержденный покупатель работы. — AI.) методично составляла глобальный план по реорганизации собственного культурного ландшафта, о подробностях которого общественность узнала благодаря недавней публикации The Wall Street Journal.
Согласно приводимым изданием словам заместителя министра культуры страны Хамеда бин Мохаммеда Файеза, в течение следующего десятилетия правительство Саудовской Аравии намерено построить более десятка крупных художественных учреждений, и еще больше — мелких, в надежде привлечь туристов и добавить в экономику страны до $27 млрд ежегодно. Этот план — часть глобальной кампании по восстановлению экономики и репутации страны, полное воплощение которой на сегодняшний день оценивается в $64 млрд.
Ожидается, что «Спаситель мира» станет одной из многих точек притяжения туристов. И именно поэтому публичная демонстрация работы отложена до момента открытия нового музейного комплекса. Представители арт-институций Саудовской Аравии отдельно отмечают, что картина Да Винчи не должна рассматриваться как главная звезда художественного мира страны. Некоторые из ее культурных лидеров говорят, что они не хотят, чтобы внимание, оказываемое «Спасителю мира», заслоняло другие работы, которые они хотят продемонстрировать. По их задумке, главным акцентом будущего художественного центра должна служить культура Саудовской Аравии и исламское искусство.
«Это вопрос восприятия. Что можно будем сказать о Саудовской идентичности, если мы сделаем эту картину нашей витриной?» — сказал Стефано Карбони, главный исполнительный директор государственной комиссии по новым музеям. Он также отметил, что сейчас в планах комиссии — строительство музея западного искусства, в котором потенциально можно было бы выставить Да Винчи и который должен быть расположен рядом с другим музеем, ориентированным на исламское искусство.
Ситуация, складывающаяся вокруг шедевра Да Винчи, указывает на существующую напряженность вокруг культурной самобытности Саудовской Аравии. Не стоит забывать, что на этой 500-летней работе изображен Христос с поднятой в благословляющем жесте рукой — уже одно это может восприниматься как потенциально провокационный сюжет для страны, которая гордится тем, что является родиной ислама.
Вместе с тем планы, которые недавно обнародовала Саудовская Аравия, — один из самых амбициозных и масштабных арт-проектов, ориентированных на максимально широкую аудиторию.
«Мы так долго были закрытой страной, и теперь у людей появился шанс узнать нас, — сказал замминистра культуры страны Файез. — Много было написано об одной конкретной картине, но мы должны сосредоточиться на больших вещах, которые мы пытаемся сделать». Желание воплотить эти планы в жизнь так велико, что представители властей отдельно отметили, что не боятся пандемии коронавируса, нефтяного кризиса и мер жесткой экономии, заявив, что их планы являются долгосрочными и будут продолжаться, несмотря на нынешний удар по глобальному туризму. «Культура не останавливается на COVID-19, — добавил Файез. — Мы не останавливаемся, а идем вперед».
Такое стремление вперед — большой шаг для страны, в которой еще несколько лет назад публичное искусство находилось под запретом, равно как и кинотеатры, оперы и рок-концерты, и которая сегодня начинает принимать участие во многих международных событиях арт-мира, увеличивая свой вес и присутствие во всех сферах арт-индустрии.
Источник: wsj.com
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20200611_salvator_mundi_saudi.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20200611_salvator_mundi_saudi.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.