Франция вернула Китаю 32 золотых артефакта
На прошлой неделе 32 старинных золотых артефакта были представлены в экспозиции Музея китайской провинции Ганьсу. Эти 28 золотых пластин и 4 золотых птичьих профиля, покрытые орнаментами, были возвращены на родину по решению французского правительства, признавшего, что эти предметы были незаконно вывезены из Китая в 1990-е годы.
Уважаемый дилер по античным артефактам Кристиан Дедье (Christian Deydier) приобрел 28 орнаментированных пластин в начале 1990-х у тайваньского дилера. Чуть позже к покупкам прибавились и четыре птичьих профиля, которые Дедье приобрел уже у вдовы вышеупомянутого тайваньского арт-дилера.
Президент Франции Жак Ширак был восхищен птичьими профилями и пожелал, чтобы они попали в государственный музей. Но поскольку у государства не было достаточно средств на их покупку, то в качестве мецената выступил друг Ширака Франсуа Пино, заплативший за золотые профили 1 миллион евро, а затем подаривший их Музею Гиме. В это же время Дедье принял решение также пожертвовать Музею Гиме оставшиеся 28 золотых пластин.
Согласно археологическим исследованиям, все эти артефакты датируются 770–476 годами до н.э. и происходят из группы гробниц в Дабуцзышань, в провинции Ганьсу, которые были варварски разграблены в 1990-х. О том, что в парижском музее хранятся краденые артефакты, впервые заявил в 2006 году президент Ассоциации по охране китайского искусства Бернар Гомес. Китайское же правительство направило официальное заявление на этот счет лишь в 2010-м. Еще несколько лет прошло, прежде чем факт кражи подтвердила совместная франко-китайская экспертная комиссия.
На возвращение украденных артефактов у Франции ушло почти десять лет. Значительно усложнило дело то, что к моменту, когда выяснилось нелегальное происхождение орнаментов, они уже давно были подарены парижскому Музею Гиме (Национальному музею восточных искусств), а вещи, пожертвованные в государственные музеи, по французским законам становятся неотъемлемой частью национального достояния. Поэтому факт дарения пришлось аннулировать задним числом, словно артефакты никогда и не принадлежали Музею Гиме.
Пино согласился на этот план и тайно вернул четыре птичьих профиля китайскому посольству в апреле — без единого публичного заявления. Дилер Дедье, в свою очередь, остался недоволен тем, как втихомолку Франция провернула эту реституцию (по его мнению, пострадало французское культурное наследие), хотя в итоге тоже вернул все 28 золотых пластин Пекину в мае этого года. Сейчас все 32 артефакта представлены вместе в Музее провинции Ганьсу.
Источники: artnet.com, artdaily.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20150727_france_returns_artifacts_to_china.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20150727_france_returns_artifacts_to_china.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.