Art Investment

Художники и цены

Любимое блюдо Энди Уорхола

Арт-критик Los Angeles Times Кристофер Найт наконец решил найти ответ на давно мучивший его вопрос: почему Энди Уорхол изображал на своих картинах банки с консервированным супом Campbell's? Почему классик поп-арта не выбрал источником вдохновения, скажем, равиоли Chef Boyardee? Почему не воспел жареную фасоль B&M? Почему не изобразил на своих полотнах Alpo, один из первых поступивших в продажу консервированных кормов для собак? Между прочим, собачьи консервы Alpo производились в Аллентауне (шт. Пенсильвания) — совсем недалеко от родины Уорхола г. Питтсбурга, расположенного на другом берегу реки Огайо.

В начале шестидесятых в супермаркетах США продавалось великое множество консервов. Любые из них могли стать символом вездесущести коммерческих образов, буквально пронизавших жизнь Америки того времени насквозь. Любые из них могли стать выражением сути примитивного производства поточного, массового продукта.

Именно так искусствоведы чаще всего трактуют  резкий поворот Энди Уорхола в сторону поп-образов, произошедший в 1961-62 годах и отмеченный созданием полотна «Банки супа Campbell's». В прошлые выходные исполнилось 49 лет со дня первого публичного показа этой работы. Знаменитое ныне произведение, представляющее собой изображение 32 банок названного супа, впервые выставила лос-анджелесская галерея Ferus — единственная, пожелавшая показать публике полотно практически неизвестного тогда художника из Нью-Йорка. Приземленная коммерческая тематика работы привела в замешательство арт-сообщество, более привычное к абстракциям авангардистов, не говоря уже о публике, и без того скептически настроенной по отношению к современным живописцам. Соседняя галерея, не оценившая потенциала и значения работы, в шутку выставила в своем окне пирамиду консервных банок, которую снабдила припиской: «Здесь можно купить настоящий суп всего по 29 центов за банку».

Со времен той памятной выставки в 1962 году картина ни разу больше не выставлялась в Лос-Анджелесе. Чтобы отметить годовщину события, Музей современного искусства Лос-Анджелеса вновь представляет работу публике в своем здании на Гранд Авеню, где полюбоваться на нее можно будет до 5 сентября.

Работа «Банки супа Campbell's» — центральная в постоянной экспозиции нью-йоркского Музея современного искусства. В собрании она является, пожалуй, главной иллюстрацией эпохального перелома в искусстве XX века: его ухода от традиций европейского абстракционизма, введенного в моду Парижской школой перед Второй мировой войной, а также от влияния Нью-йоркской школы пятидесятых годов. Но все это не дает ответа на вопрос, почему Энди Уорхол все-таки предпочел консервированный суп десяткам, если не сотням других массово производимых товаров и продуктов питания?

С тех пор, как Уорхол создал свою знаковую работу, прошло почти полвека, а убедительного ответа на этот вопрос найти так и не удалось. Табличка, висящая рядом с картиной в MOMA, предлагает самое простое объяснение: суп Campbell's в течение 20 лет служил художнику ланчем. Однако Кристофер Найт считает эту версию слишком наивной.

Согласно другим источникам, сюжет картины был подсказан Уорхолу кем-то из его знакомых, и чаще всего при этом называют имя дизайнера интерьеров Мюриэл Лэтоу. Может быть, и так, но автор идеи в данном случае не так уж важен. Гораздо важнее, почему Уорхол счел предмет достойным изображения.

Кристофер Найт предлагает весьма оригинальную версию ответа на этот вопрос. Она не так очевидна и требует объяснений, но суть ее состоит в следующем: слово «суп» было в те годы неотъемлемой частью художественного сленга, на котором общались нью-йоркские художники. Употребляли они его применительно к своим произведениям и к искусству вообще.

Особенно часто слово «суп» и связанные с ним метафоры использовал Виллем де Кунинг, пожалуй, самый успешный художник того времени, описывая свои цветистые абстрактно-экспрессионистские работы. Если «суп» в свое время стал маркой де Кунинга, то почему он не мог стать также визитной карточкой Уорхола?

Ключ к разгадке

В фильме оскароносного документалиста Роберта Снайдера (Robert Snyder) «Блокнот № 1: три американца» (1960) Де Кунинг ясно излагает свои эстетические принципы. Сегодня эту картину показывают крайне редко, а зря: де Кунинг в ней произносит фразу, способную перевернуть взгляд на американское искусство. Суп, по словам художника, — вот то, что он всегда изображал на своих полотнах.

Щеголеватый Виллем Де Кунинг в клетчатом джемпере расположился вместе с друзьями — художниками и арт-критиками — за большим круглым столом в своей студии. На столе — полупустые бутылки спиртного и чашки кофе, в воздухе — клубы сигаретного дыма.

Сцена фильма отсылает сведущего зрителя к вечерам в легендарном «Клубе», где творческая элита Нью-Йорка просиживала часами за кофе и разговорами об искусстве, а также к знаменитому ресторану Cedar Tavern, излюбленному месту встреч художников. Именно в Cedar Tavern Виллем де Кунинг и Джексон Поллок, два крупнейших абстрактных экспрессиониста, подвыпив, завели шутливый спор о том, кто из них величайший современный художник Америки, в результате которого были с позором изгнаны из заведения.

В фильме запечатлена атмосфера, которая царила в художественной среде того времени, и передано свободное течение дружеского разговора: художники отпускают шуточки, понятные лишь посвященным, обмениваются понимающими взглядами. Майкл Зоннабенд, писатель и литературовед, выступает в роли интервьюера. Он допытывается у Де Кунинга о месте и назначении художника: в какой мере художник представляет культуру и человечество, а в какой — описывает лишь свое субъективное видение реальности? «Создаете ли Вы себя, как создаете свою картину? Я имею в виду: можно ли в подвижном текучем жизненном опыте индивидуальности вычленить некий смысл бытия? Или жизнь, по-Вашему, изначально глубоко осмысленна?» — вопрошает Зоннабенд.

Де Кунинг реагирует на эти экзистенциальные вопросы с усмешкой гения и отмахивается от них, как от надоевшей мухи. Необходимо помнить, что Зоннабенд предлагает ему стандартный набор вопросов критиков той поры, и по тону художника понятно, что ответы на них он давал уже десятки раз.

«Все, что мы ищем, уже есть в искусстве. Оно как огромная кастрюля супа. Все уже внутри: нужно просто опустить туда руку и нащупать что-то подходящее», — отвечает Де Кунинг.

Гуща супа

«Кастрюля супа»… Употребляя эти слова, Де Кунинг говорит на том языке, на котором общаются между собой художники. А выражаются они «среди своих» совсем не так, как критики, кураторы, теоретики, искусствоведы, и даже иначе, чем они сами, вещая об искусстве на торжественных мероприятиях. В дружеской обстановке студии высокие философские рассуждения и высокопарные тирады превращаются в более сподручный и емкий «суп». Это слово для Де Кунинга вбирает в себя всю сущность и глубинную природу искусства.

В 56 лет Виллем Де Кунинг был признанным лидером нью-йоркских художников. Вдобавок к этому он был красавцем и настоящей звездой мира искусства. По словам его друга драматурга Лайонела Абеля, гуляя с ним по Манхэттену, вы ощущали себя как «на прогулке с кинозвездой». Прохожие смотрели ему вслед, а незнакомцы останавливали с просьбой об автографе. Неудивительно, что Уорхол, мечтавший о большой карьере в искусстве и ставший вскоре невероятно коммерчески успешным, также решил в своем творчестве использовать образ «супа». И он энергично приступил к делу, вложив в это предприятие все свои недюжинные способности рекламщика.

Влияние Де Кунинга на Уорхола редко признают, но нет никаких сомнений в том, что страстно желавший славы молодой Уорхол, которому тогда было 32 года, завидовал Де Кунингу и восхищался этим любимцем критиков и публики. Слава Де Кунинга и огромное публичное внимание к его фигуре было абсолютно беспрецедентным явлением для того времени. Уорхол, идя по следам своего старшего товарища, взял на вооружение один из ключевых для Де Кунинга терминов — «суп», чтобы с помощью холста и красок поместить его в санктуарий искусства, проложив себе дорогу к славе.

Уже пятьдесят лет специалисты ломают копья в споре о том, что такое поп-арт: оптимистическое прославление массовой культуры или ее критическое неприятие. Однако спор легко разрешить, так как ни те, ни другие не правы: за деревьями они не видят леса.

Знаменитые «Банки супа Campbell's», превращенные в художественный символ молодым амбициозным автором нового поколения, на самом деле не дают никаких оценок массовой культуре. Работа представляет собой тонкую (сделанную для своих) оценку позиций современного Уорхолу арт-истеблишмента. Гениальность поп-арта в том, что он во вроде бы завуалированной форме критикует тщеславие и претенциозность «высокой культуры». Если авангардисты видят искусство как «суп», то зачем ходить вокруг да около? Нужно просто начать рисовать суп!

Сорок девять лет назад в лос-анджелесской Ferus Gallery была прочерчена граница, отделившая одну эпоху искусства от другой: сложный для понимания, насыщенный субъективными смыслами абстрактный «суп» Де Кунинга превратился в фирменный знак Энди Уорхола — знакомый, ясный, без лишних сложностей, коммерческий и такой американский продукт.

Источник: latimes.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110719_warhol.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110719_warhol.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе