Art Investment

Художники и цены

Арт-конвейер: художники и их ассистенты

Далеко не всегда висящая на стене работа выполнена тем, кто ее подписал. Об этом как-то не принято говорить, хотя общеизвестно, что художники пользуются услугами ассистентов. Например, Дэмиен Херст и Джефф Кунс в открытую перепоручают наемным артелям художников свою работу. Другие авторы тоже берут помощников, но предпочитают об этом помалкивать.

Эксперты полагают, что художников побуждает нанимать ассистентов рост цен и спроса на рынке современного искусства. Арт-сообщество делится на тех, для кого обязательна «рука мастера», и тех, кто считает ассистентов неотъемлемой частью мира современного искусства.

Галерист Марк Мур (Mark Moore) из Санта-Моники (Калифорния) считает, что художник нередко просто вынужден нанимать помощников — в противном случае он рискует не уложиться в установленные контрактом с дилером сроки. Тогда у участников зыбкого рынка контемпорари складывается впечатление, что художник куда-то пропал.

У Джеффа Кунса в штате около 150 человек, и сам он никогда не берется за кисть: «Если бы я писал сам, мне бы и года не хватило на одну картину». Мастерская художника ежегодно выпускает в среднем по 10 картин и скульптур. За последние четыре года шесть работ Кунса на открытых торгах ушли с молотка по ценам в диапазоне между 11 и 25 миллионами долларов.

Сотрудник нью-йоркской галереи Cheim & Read Адам Шеффер (Adam Sheffer) открыто говорит о том, что пятеро из тридцати авторов, с которыми их галерея сотрудничает, пользуются услугами ассистентов. Они сразу сообщают об этом коллекционерам, если те интересуются, и это «нисколько не влияет на рыночную ликвидность этих работ».

Иногда использование труда ассистентов оборачивается против художника. Недавно знаменитая нью-йоркская галерея Pace отказалась от нескольких скульптур 84-летнего Джона Чемберлена (John Chamberlain), узнав о том, что художник выполнил их не своими руками, а прибег к помощи металлургической фирмы в Бельгии. До этого случая скульптор Чемберлен создавал свои абстрактные скульптуры из автозапчастей только самостоятельно, и на аукционах они частенько продавались за семизначные суммы. Художник заверил, что скульптуры в Бельгии были сделаны в соответствии с его авторским замыслом, он контролировал все этапы работы. Все закончилось тем, что Чемберлен просто сменил галерею: теперь он сотрудничает не с Pace, а с Gagosian Gallery. Легендарный арт-дилер Ларри Гагосян заметил, что теперь сотрудники бельгийской фирмы работают в мастерской Чемберлена в качестве его полноправных ассистентов.

Адам Шеффер полагает, что коллекционеры нормально воспринимают работу, сделанную при помощи ассистентов, если речь идет о концептуальном искусстве. В этом случае важнее идея, а не способ исполнения.

Совсем по-другому обстоит дело с живописью. Многим покупателям важно знать, что каждая капля краски была положена на холст рукой художника. Для коллекционеров Майкла и Сьюзан Хорт (Michael & Susan Hort), например, это является принципиальным условием сделки. Эта семейная пара ценит маленькие несовершенства авторской работы; если картина выглядит чересчур вылизанной, они подозревают работу ассистентов. Если их сомнения подтверждаются, они отказываются от покупки.

Применение труда ассистентов на протяжении веков было обычной практикой мира искусства. Микеланджело, Рембрандт, Рубенс во многом полагались на своих учеников. Однако с началом эпохи импрессионизма принцип мастерских, где художник работает вместе с помощниками, довольно быстро ушел в прошлое. От художников ждали авторских работ, воплощения на холсте личных впечатлений, а не работ, выполненных подмастерьями по их указке.

Но, как известно, мода переменчива, и вскоре мнение арт-сообщества снова изменилось в пользу труда ассистентов. Произошло это благодаря легендарному Энди Уорхолу, который в 1963 наладил на своей знаменитой «Фабрике» массовое производство литографий и шелкографий.

И вот теперь мы живем в эпоху, когда труд ассистентов становится общепринятым явлением. Художники вроде Херста или Кунса «придумывают работу, но не занимаются ее исполнением точно так же, как архитектор составляет проект, но не обязательно кладет кирпичи», — считает любитель современного искусства Адам Линдеман (Adam Lindemann).

Доходит порой до того, что художник дистанционно курирует создание его работы ассистентами. Александр Горлицки (Alexander Gorlizki) прославился своими забавными изображениями, наложенными на традиционные индийские орнаменты. Его работы экспонировались в Музее Виктории и Альберта, Денверском художественном музее, на аукционах их цены не превышают 10 тысяч долларов. Горлицки, проживающий сейчас в Нью-Йорке, руки краской не пачкает — за него это делают семь художников в индийском городе Джайпуре. Автор признается, что ему понадобилось бы двадцать лет, чтобы научиться писать так же хорошо, как главный художник его индийской команды Рияз Уддин (Riyaz Uddin).

Контролировать создание работ из Нью-Йорка довольно сложно: Горлицки несколько раз переправляет картины туда и обратно курьерской службой, делает замечания и предложения, иногда (один-два раза в год) наведывается в Джайпур. На создание одного произведения таким способом уходит два-три года. Но художника это устраивает. И, как он утверждает, ассистенты тоже довольны: «Они получают хорошую зарплату и бонусы — на торговле туристической продукцией они бы столько не заработали». В Джайпуре живет около трех тысяч художников, и все они продают традиционные индийские картины туристам.

Кому-то работать без ассистентов не позволяет здоровье. Испанскую художницу Анжелу де ла Круз (Angela de la Cruz) пять лет назад разбил паралич, и с тех пор произведения за нее создают ее помощники. Это не помешало ей в прошлом году стать номинантом премии Тёрнера. Де ла Круз творит на границе живописи и скульптуры: ее работы — это яркие холсты, закрученные и смятые, с поломанными рамами или вовсе без них. Художница рассказывает об очень доверительных отношениях со своими ассистентами: «они понимают мой стиль и выполняют работу так, как я бы делала сама». С каждым из помощников, которых обычно трое или четверо, Анжела беседует лично, что порой бывает затруднительно, поскольку из-за болезни у художницы образовались дефекты речи.

Для многих молодых художников должность ассистента — большая удача. Даже имея диплом, пробиться в этой сфере сложно. Ассистент Карл Фудж (Carl Fudge) с огромной благодарностью говорит о своем работодателе — американской художнице Кики Смит (Kiki Smith). По его словам, она относится к помощникам как к членам семьи, помогает им с их собственными проектами, относится к их жизни столь же серьезно, как к своей.

Конечно, не для всех художников ассистенты вроде детей родных. О каких близких отношениях можно говорить, когда на тебя трудятся, скажем, 150 человек? В мастерской Джеффа Кунса принцип работы чем-то напоминает конвейер: у каждого есть свое задание — рисовать определенный участок по заданной схеме или смешивать дюжину цветов в правильной пропорции, чтобы получить искомый оттенок. Электрические подъемные устройства двигают вдоль стен большие картины. Над одним полотном могут работать одновременно двое ассистентов внизу, а на лесах еще двое будут заканчивать его верхнюю часть. Штат менеджеров управляет рядовыми ассистентами.

Но самого автора работы — Кунса (кстати, женатого на одной из своих бывших ассистенток) возмущает, когда говорят, что его работы пишутся как бы сами собой. Он до года обдумывает все детали, прежде чем дать ассистентам команду на старт. По будням он всегда находится в мастерской, старается осмотреть как можно больше «цехов» хозяйским глазом. Кунс утверждает, что все работы получаются в точности так, как если бы он сам их писал. Но на то, чтобы быть еще и наставником своим ассистентам, у него времени не остается: художники не приносят ему на суд свое творчество. В мастерской, по его мнению, все должны быть заняты делом. Зато у всех его сотрудников есть, например, медицинская страховка. Спасибо и на том.

Многие бывшие ассистенты, уже заработавшие себе имя как самостоятельные художники, утверждают, что сами никогда не будут нанимать помощников. Бен Вейнер (Ben Weiner), в прошлом сотрудник мастерской Кунса, говорит, что даже если галереи будут ждать от него больше произведений, он все равно будет писать их сам, потому что никто не сделает работу лучше него самого. Рейчел Говард (Rachel Howard), четыре года проработавшая ассистентом Дэмиена Херста, утверждает, что «нет ничего хуже», чем самой нанять ассистента. «Теперь я пишу только для себя, а не для кого-то еще».

Источники: online.wsj.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110611_artists_and_assistants.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110611_artists_and_assistants.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».