Музею запретили показывать фотографии перформанса Йозефа Бойса
Немецкий суд запретил музею Шлосс Мойланд (земля Северный Рейн — Вестфалия) экспонировать фотографии перформанса Йозефа Бойса (Joseph Beuys, 1921–1986). Причина вовсе не в цензуре: дело в том, что показу работ воспротивилась вдова автора, Ева Бойс.
Речь идет о 19 снимках Манфреда Тишера (Manfred Ticscher), документирующих перформанс «Молчание Марселя Дюшана переоценено» (1964). Действо не было записано на пленку, и фотографии являются единственным визуальным свидетельством. Художник позволил Тишеру снимать, но официального разрешения публиковать или выставлять получившиеся кадры, очевидно, не давал. Когда музей в 2009 году включил их в число экспонатов выставки «Йозеф Бойс. Неопубликованные фотографии Манфреда Тишера», Ева Бойс подала иск. Судья посчитал, что снимки представляют оригинальную работу художника «в искаженном виде» и посему демонстрация их на выставке является нарушением авторских прав. Если музей все-таки решится показать эти экспонаты публике, то ему придется выплатить штраф (сумма которого может достичь 250 тысяч евро).
Директор музея Беттина Пауст (Bettina Paust) и адвокат Симон Бергманн (Simon Bergmann) заявляют, что снимки Тишера являются «исторически значимым документом, который должно быть позволено экспонировать и без разрешения Евы Бойс». По словам Пауст, решение суда создает опасный прецедент: теперь каждый снимок перформанса можно объявить «искажением оригинала» и запретить к показу. Что автоматически отказывает фотографии перформанса в праве называться искусством.
Художник Йоханнес Штюттген (Johannes Stuettgen), в свое время бывший у Бойса ассистентом, говорит, что художник хотел, чтобы все его перформансы были задокументированы. Ему вторит директор отдела фотографии музея Фолькванг Уте Эскильдсен (Ute Eskildsen), утверждающая, что сотрудничество с фотографами было для Бойса очень важно, так как он стремился максимально расширить свою аудиторию. Она также возмущена тем, что общество по защите авторских прав VG Bild-Kunst, помогавшее Еве Бойс, «защищает художника, но не фотографа».
Представители VG Bild-Kunst отмечают, что музей должен был посоветоваться с правопреемниками Бойса перед тем, как показывать работы на выставке; возможно, в таком случае ситуация разрешилась бы благополучно.
Шлосс Мойланд, чья коллекция произведений Бойса насчитывает около шести тысяч экспонатов, ссорится с вдовой мастера далеко не в первый раз. В 2002 году, например, Ева Бойс заявила, что собрание надо бы перевезти в дюссельдорфский NRW-Forum — там у него будет возможность привлечь больше зрителей. В другой раз она предоставила музею список «плохо представленных» в экспозиции аспектов творчества своего покойного супруга.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20101122_beuys.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20101122_beuys.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.