Art Investment

Художники и цены

Афера «Марка Ландиса»

Десятки музеев США обвел вокруг пальца ловкий фальсификатор. В течение почти двадцати лет некто, представляясь разными именами, преподносил в дар солидным художественным музеям поддельные картины. Выявить масштаб его деятельности удалось совсем недавно, благодаря бдительности директора художественного музея Хиллиарда при Университете Луизианы (Лафайетт) Марка Туллоса (Mark Tullos).

Сначала Туллосу пришло письмо на бланке с реквизитами некой религиозной организации от «отца Артура Скотта», в котором он просил аудиенции. Вскоре на красном кадиллаке пожаловал и сам «отец Скотт», якобы иезуитский священник. «Священнослужитель» предложил музею в дар холст американского импрессиониста Чарльза Кортни Карана (Charles Courtney Curran), мотивируя свой поступок тем, что его покойные родители из Филадельфии в свое время тоже покровительствовали музеям. Директор картину принял и выдал «отцу» расписку в получении; в завершение визита даритель благословил всех присутствующих на автостоянке.

Как отметил директор Туллос, на первый взгляд подделка выглядела весьма убедительно и он ничего не заподозрил; сомнения возникли у музейного регистратора Джойс Пэн (Joyce Penn). Осмотрев полотно под лампой черного света, она обнаружила, что та подозрительно блестит. А под микроскопом Джойс разглядела полиграфические растровые точки, поверх которых была нанесена краска и поставлена подпись Карана.

Разоблачение поддельного Карана напомнило Джойс Пэн о случае в художественном музее Государственного университета Луизианы в 2009. Тогда некий Марк Ландис (Mark Landis) также пытался пожертвовать музею поддельную картину. Порывшись в документах, Джойс отыскала фотографию мистера Ландиса — и директор Туллос узнал в нем «отца Скотта».

После того как Марк Туллос разослал через почтовый сервер Американской музейной ассоциации письма с предупреждением о мошеннике, появились новые сообщения о деятельности «благотворителя». В частности, о своем опыте общения с Ландисом в 2007 рассказал Мэттью Лейнингер (Matthew Leininger).

В ту пору Лейнингер работал регистратором в Художественном музее Оклахомы. Сначала Марк Ландис подарил музею акварель Луи Вальта (Louis Valtat), которую включили в коллекцию. Позже аферист захотел пожертвовать еще пять картин, среди которых были акварель Поля Синьяка (Paul Signac), картина маслом Станислава Лепина (Stanislas Lеpine), автопортрет Мари Лоренсин (Marie Laurencin), рисунок обнаженной из Французской академии, а также набросок Оноре Домье (Honorе Daumier). Однако радоваться щедрому подарку пришлось недолго: вскоре группа Лейнингера выяснила, что примерно в этот же период Колледж искусств и дизайна Саванны получил таких же Синьяка, Мари Лоренсин и рисунок обнаженной, сделанный красной пастелью, от того же Марка Ландиса. Спустя некоторое время нашелся и оригинал акварели Синьяка — в коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Картину Лепина Мэттью Лейнингер изучил под лампой черного света: везде, где краска лежала неплотно, проступали белые пятна. На оригинальном полотне под красками ничего не может «белеть». Подозрительным эксперту показался и свежий запах краски, а под микроскопом удалось увидеть все те же растровые точки репродукции. В результате оклахомский музей отказался принять все подаренные картины, включая первого Вальта.

По мнению Лейнингера, все работы вполне могли быть написаны одним человеком, несмотря на некоторые расхождения в технике. Краски, использованные в акварелях, также, по-видимому, одни и те же.

Всего удалось найти более 30 американских музеев, получивших картины от человека, представлявшегося «Марком Ландисом», «Стивеном Гардинером» или «отцом Скоттом» (все имена считают вымышленными). В числе обманутых такие учреждения, как Школа Института искусств Чикаго, Национальная портретная галерея в Вашингтоне, Художественный музей университета Сент-Луис, Музей Майкла Карлоса в Атланте, Институт искусств Сан-Франциско, Музей Американского Народного Искусства в Нью-Йорке, Художественный музей Брукса в Мемфисе. Первый из известных подарков в 1987 получил Художественный музей Нового Орлеана. Фальшивку в акварельном портрете девушки «кисти Мари Лоренсин» 1935 года распознали уже после того, как загадочный даритель скрылся.

Многие музеи стали подозревать, что с дареными картинами что-то неладно, т. к. ими не интересовались налоговые службы; впрочем, иногда Ландис — Гардинер объяснял это нехваткой времени из-за проблем со здоровьем.

Но даже сейчас, когда о масштабной «проделке» «Ландиса» стало известно Американской музейной ассоциации, полиции и ФБР, его нельзя осудить по какой-либо статье, поскольку на своих произведениях он не заработал ни копейки. Зато приобрел кое-что другое — широкую известность, чего, вполне возможно, и добивался. Марк Туллос намеревается включить своего «Карана» в выставку, посвященную подделкам, а Мэттью Лейнингер хочет пойти и того дальше: собрать все произведения Ландиса в одну выставку и пригласить на нее самого автора в качестве почетного гостя.

Материал подготовила Мария Онучина, AI

Источник: theartnewspaper.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20101112_landis.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20101112_landis.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».