Art Investment

Художники и цены

Автор vs Владелец: на чьей стороне закон?

О том, как законы США регулируют права художника на уже проданное произведение, пишет на страницах Wall Street Journal Дэниел Грант (Daniel Grant), автор книги «Быть художником — это бизнес», иллюстрируя свою озабоченность происходящим примерами из судебной практики.

Когда Еврейская федерация Гаррисберга (Пенсильвания) в 1993 решала вопрос о том, кто станет автором памятника Холокосту, выбор естественным образом пал на еврейского скульптора Дэвида Эскалона (David Ascalon) из Нью-Джерси. Эскалон не понаслышке знал об ужасах фашистских расправ: нацисты убили его дедушку, бабушку и других членов семьи. Предложенный им памятник был прост и символичен: из основания, представляющего собой звезду Давида, поднимаются несколько столбов блестящей нержавеющей стали, символизирующие несгибаемый еврейский народ, а вокруг них по восходящей спирали вьется грубая ржавая колючая проволока, отождествляемая с фашизмом. За скульптуру высотой около 4,5 метров, водруженную в парке на берегу реки Саскуэханна в 1994, Эскалон получил 35 тысяч долларов.

Спустя 10 лет, когда памятнику потребовалась реставрация (колючая проволока чрезмерно коррозировала), автор вызвался ее провести, прося лишь о последующем возмещении затраченных средств.

Каково же было его удивление, когда ему отказали. Вместо этого, в 2006 Департамент парков и мест отдыха Гаррисберга передал это дело другому реставратору, который попросту убил оригинальный замысел постепенно ржавеющей колючей проволоки, сделав новую из нержавеющей стали. На постаменте было сбито имя Эскалона и указано имя «нового» автора — человека, проводившего реставрацию. Юрист Еврейской федерации заявил Эскалону, что тот отныне не является автором памятника. Оскорбленный скульптор подал иск о возмещении морального ущерба к Департаменту парков, Еврейской федерации и реставратору.

В США права автора художественного произведения защищает Закон о правах деятелей изобразительных искусств (VARA), внесенный в 1990 в качестве поправки к Кодексу об авторском праве Соединенных Штатов. Согласно VARA, владельцам «узнаваемых» произведений искусства запрещено уничтожать или изменять их без согласия автора, поскольку подобные несанкционированные переделки могут навредить репутации художника. По закону, автор имеет право вернуть себе работу, если владелец собирается ее изменить, или отказаться от прав на нее в случае, если ее уже видоизменили. VARA под произведением изобразительного искусства понимает произведения живописи, скульптуру, графику, фотоотпечатки ограниченного тиража (до 200 экземпляров).

Однако со времени принятия VARA появились новые вопросы. Имеет ли автор право знать точное место, где будет установлена его скульптура? Могут ли авторы требовать, чтобы за их произведениями, какого бы вида они ни были, ухаживали должным образом? Если реставрация была неизбежна, но автор недоволен тем, как ее сделали, может ли он утверждать, что работа была «разрушена» — и подразумевает ли реставрация, проводимая для сохранения работы, ее «разрушение»? Замена ржавого металла, из которого была сделана проволока Эскалона, на более долговечную сталь продлила жизнь монумента, но вошла в противоречие с замыслом автора, использовавшего разные материалы именно для того, чтобы подчеркнуть контраст между фашизмом и его жертвами.

Все же мало похоже на то, чтобы владельцы произведений искусства умышленно занимались их порчей. Однако прецедент с памятником Эскалона не единственный.

Юрист Брук Оливер (Brooke Oliver), которая часто защищает права художников в суде (в основном это случаи, когда владелец здания хочет убрать стенные росписи), отмечает: «судам трудно определить, что именно защищает закон, поскольку не совсем ясно, что является произведением искусства», — например, как в деле швейцарского автора инсталляций Кристофа Бюхеля (Christoph Buchel) против Музея современного искусства Массачусетса. Музей выделил Бюхелю средства на создание масштабной инсталляции «Полигон Демократии» и согласился приобрести выбранные автором для этого предметы, включая кинотеатр, жилой автоприцеп, карусель, кабинку для голосования, полицейскую машину, автобус и нефтяной танкер. Этот список, как выяснилось, был не окончательным, и в нем время от времени появлялись новые позиции. Когда же деньги у музея закончились, Бюхель отказался доделывать «Полигон» и подал в суд на Массачусетский музей, дабы запретить ему выставлять или демонтировать инсталляцию. Первоначально иск Бюхеля был отклонен с той формулировкой, что Закон о правах деятелей изобразительных искусств не распространяется на неоконченные работы. Инсталляцию музей пока решил закрыть. А в январе 2010 Бюхель обратился с новым иском, решения по которому пока нет.

В начале 1990-х скульптору Одри Флэк (Audrey Flack) заказали для Квинса (Нью-Йорк) памятник королеве Екатерине Браганской. Проект был приостановлен, когда скульптор уже изготовила некоторые литые бронзовые детали и глиняный слепок головы высотой более 10 метров. Несколько лет слепок и детали оставались под открытым небом возле литейного цеха и сильно пострадали. Впрочем, к концу 1990-х некоммерческая организация, начавшая проект, решила свои материальные проблемы и задумала завершить монумент, пригласив доделывать памятник не саму художницу, а одного из ее ассистентов. Мисс Флэк подала иск к заказчику. Дело разрешилось без суда в пользу автора. Суд согласился признать глиняный слепок и изготовленные детали предметами искусства, подлежащими защите.

Автор статьи приходит к парадоксальному выводу. Закон о правах деятелей изобразительных искусств (VARA) был создан главным образом для того, чтобы будущие покупатели знали: у них не получится переделывать приобретенное произведение на свое усмотрение — в противном случае им грозит судебное преследование. Однако двадцать лет действия этого закона, призванного защищать авторов, обернулись тем, что последние все чаще вынуждены подписывать контракты, предусматривающие их полный отказ от прав на свои творения.

Источники: online.wsj.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20100905_when_owner_and_author_crash.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20100905_when_owner_and_author_crash.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

ДЕНИСОВ Василий Иванович (1862–1922) Осень. 1910-е (57 × 75 см)

Текущая ставка100 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

МАКО Сергей Александрович (1885–1953) Девочка с книгой. [1930–40-е] (92 × 73 см)

Текущая ставка100 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

АБАКУМОВ Михаил Георгиевич (1948–2010) Перед грозой. 2004 (17,8 × 74,5 см в свету)

Текущая ставка50000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».