Завершается восстановление картины «Коронация Павла I и Марии Федоровны»
В октябре — декабре 2009 года в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева идет сложная реставрационная работа. Завершается восстановление картины Мартина Фердинанда Квадаля «Коронация Павла I и Марии Федоровны».
В конце XVIII — начале XIX веков Мартин Фердинанд Квадаль был одним из самых востребованных художников Европы. Уроженец Моравии, выпускник Венской и Парижской Академий изящных искусств, он писал императорские портреты, в том числе и огромные коронационные композиции. Его полотно, посвященное коронации Павла I, — единственное произведение подобного рода, находящееся в России, и именно в Радищевском музее.
Работа Мартина Фердинанда Квадаля «Коронация Павла I и Марии Федоровны» поступила в собрание Радищевского музея из усадьбы Надеждино Сердобского уезда Саратовской губернии от князя Фёдора Алексеевича Куракина. «Коронация Павла I» появилась в огромном собрании живописных портретов исторических лиц Надеждинского дворца после 1809 года. Вот что сообщал об этом в журнале «Старые годы» Сергей Эрнст: «В конце 1809 года кн. Александр Борисович Куракин купил у куратора по имению покойного мастера купца Ивана Граби “Коронование Императора Павла” за 6000 рублей, назначенных за него Академией, Картина была увезена в Саратовское “Надеждино”, а затем, много лет спустя, пожертвована в Саратовский Радищевский Музей, где находится и поныне».
«Весьма ценным приношением» назвал этот дар, пополнивший коллекцию Радищевского музея на следующий год после его открытия, его первый хранитель А. Л. Кущ. В первую инвентарную книгу музея в 1886 году картина была записана под названием «Коронование императрицы Марии Федоровны», М.-Ф. Квадаль назван художником немецкой школы, оценена она была в 15 тысяч рублей, сумму немалую по тому времени. Даритель, сопроводивший свое приношение 100 рублями для реставрации полотна, князь Фёдор Алексеевич Куракин, правнучатый племянник устроителя Надеждина и его последний владелец, был деятельным членом Саратовской Ученой Архивной комиссии, оказывал ей материальную поддержку.
В экспозиции Радищевского музея эта картина была выставлена в 1920-е годы, затем она ушла в хранение и только в 1995 году приняла участие в выставке, посвященной усадьбам Саратовской губернии «Отблеск славного былого…».
В марте 2000 года полотно размером 333 х 307 было передано на реставрацию. Она осуществляется Ольгой Юрьевной Кленовой, ведущим художником-реставратором высшей категории Русского музея, и Татьяной Борисовной Серовой, художником-реставратором первой категории Русского музея.
По словам О. Ю. Кленовой, возращение произведению Квадаля его первоначального облика включает весь комплекс реставрационных мер, а именно: укрепление холста, грунта, красочного слоя, кракелюр, выравнивание поверхности красочного слоя холста. Все предпринятые меры служат одной единственной цели — спасение картины от полного разрушения.
Реставрация началась, как сообщает О. Ю. Кленова, с дублирования холста на новый холст. Дело в том, что на тыльной стороне холста было 32 пластыря, что указывает на тот факт, что имели место 32 прорыва основы. Следствием этого стали утраты красочного слоя на разломах, а также вдоль всех краев по периметру картины. В то время, когда картина пребывала в частном собрании и музее, эти дефекты были затонированы предыдущими реставраторами.
«Выполнено это было, — говорит О. Ю. Кленова, — в достаточно свободной манере с большими заходами на авторскую живопись. Поэтому тонировки сильно отличались в тоне».
Последовательное исследование поверхности живописи в ультрафиолете выявило наличие широких новых прописок и поновления целых фрагментов живописи. На момент ее поступления на реставрацию она была очень темной из-за поновлений и темного лака.
Реставрационная работ началась с ликвидации прорыва, в результате чего была создана идеальная поверхность для восстановления живописи. В лакуны утраченного красочного слоя был заложен грунт. Был удален лак и поздние записи красочного слоя.
Здесь следует отметить следующий факт. В разные эпохи художники пользовались разными красками — они имели разный химический состав. Квадаль пользовался киноварью — красной краской на ртутной основе. Более поздние подрисовки сделаны красным цветом на кадмии — более жестком по цвету. Авторский холст сшит из трех полотен. И работа с ним происходит то с лицевой, то с тыльной стороны. Холст растягивали на полях, чтобы на него лучше легла краска. Тот же прием используется и для устранения кракелюра: когда краска трескается, красочный слой поднимается, то холст следует растянуть.
Конечная цель реставраторов — вернуть картине ее первоначальный вид. Сейчас нет киновари — из-за ртутной основы она запрещена к производству, но существуют краски, близкие ей по оттенку. В результате всей проделанной работы картине Квадаля возвращен ее первоначальный вид. Заиграл красным ковер, наполнилось удивительным, сверкающе-жемчужным цветом платье Марии Фёдоровны.
Тут О. Ю. Кленова рассказала некий секрет, известный только профессиональным художникам и реставраторам. Серебристые переливы платья коронующейся императрицы были достигнуты через использование зеленого цвета.
Каждый учитель, обучающий ученика академическим приемам живописи, учит его обходиться пятью цветами и говорит: «Если пишешь небо, никогда не бери голубой цвет, а если пишешь дерево — зеленый». На полотнах зеленый достигается смешением черной и желтой красок с охрой, а голубой — смешением белил, черного и умбры. Такой сложный голубой цвет мерцает в картине в одеждах святых на стенах храма, где происходит коронация.
О. Ю. Кленова считает реставрацию Квадаля одной из своих профессиональных удач, потому что работа сочетает в себе разные жанры. Да, это многофигурная композиция, но одновременно и ряд миниатюр, ведь фактически каждый персонаж — миниатюра и одновременно портрет. Поэтому для восстановления всех фигур картины необходимо знания приемов реставрации как миниатюрной, так и портретной живописи.
И последнее. Реставраторы, работающие с «Коронацией» Квадаля, убеждены, что для удачного возвращения работе ее первоначального яркого и торжественного облика мало только профессионализма. Работу надо полюбить, пожалеть, ведь она понесла столько утрат. И только тогда, только в этом случае реставрация удастся. «Картина любит свет, — заканчивает свой рассказ О. Ю. Кленова. Ей нужно фронтальное освещение».
Реставрационные работы планируют закончить к 10 декабря 2009 года. А пока… Пока две удивительно одаренные женщины, разбирающиеся в живописи, истории искусства, химии, составе красок, радуются, что картина благодарно откликнулась на реставрацию, не оказывает сопротивления при растяжках и устранении кракелюр.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20091206_restavracia.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20091206_restavracia.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.