Art Investment

Художники и цены

Еще один шедевр Веласкеса?

На протяжении многих лет в нью-йоркском музее Метрополитен на одной стене висели знаменитые портреты Хуана де Пареха (Juan de Pareja) и инфанты Марии-Терезы, созданные знаменитым испанским художником Диего Веласкесом (Diego Velazquez), а также портрет неизвестного мужчины с усами в возрасте около 35 лет. Это полотно поступило в коллекцию музея в 1949 году как произведение Веласкеса, но через некоторое время было атрибутировано просто «мастерской художника». Теперь же, после проведения нового исследования, куратор отделения европейской живописи Метрополитен Кит Кристиансен (Keith Christiansen) и консерватор Майкл Гэллахер (Michael Gallagher) пришли к выводу, что картина действительно принадлежит кисти Веласкеса.

«Она мучила меня 25 лет. Качество этой работы несомненно. И мне было трудно поверить, что произведение такого уровня было создано просто в мастерской», — признается Кристиансен.

Однако у экспертов действительно был повод усомниться в авторстве. Десятки лет холст затемняли слои старого лака. В 1920-х годах картина была отреставрирована, в 1953-м покрыта лаком, а затем еще раз залакирована в 1965-м. В 1960-х годах известный специалист атрибутировал картину «мастерской художника», а к 1979 году авторство Веласкеса поставили под сомнение и в самом музее.

Но недавно в Метрополитен стали проводить каталогизацию имеющихся в собрании произведений испанских художников, и Кит Кристиансен обратился к Майклу Гэллахеру, чтобы тот еще раз проверил портрет. Картина была внимательно изучена, тщательно очищена и законсервирована. И тогда из-под пожелтевших слоев старого лака проступили мазки, сделанные рукой самого Веласкеса.

После этого Кит Кристиансен показал портрет одному из ведущих экспертов по творчеству Веласкеса Джонатану Брауну (Jonathan Brown), и тот однозначно подтвердил авторство. «Для этого было достаточно одного взгляда, — пояснил Браун. — И эта картина была у меня под самым носом всю жизнь. Это просто фантастическое открытие».

Эта находка особенно ценна еще и потому, что Веласкес создал не так много произведений. По разным оценкам, всего в мире существует около 110–120 живописных полотен этого мастера.

История этого портрета известна очень хорошо. Его завещал музею Метрополитен коллекционер Жюль Баше (Jules Bache), до Второй мировой войны возглавлявший американскую брокерскую контору. Он приобрел картину в 1926 году у известного антиквара Джозефа Дювина (Joseph Duveen) как автопортрет Веласкеса. За него Баше заплатил 1,125 миллиона долларов — огромную по тем временам сумму (около 13 миллионов по современным меркам). Сейчас же эксперты оценивают его стоимость в 40 миллионов долларов.

До Дювина картина принадлежала графу Иоганну Людвигу фон Валльмоден-Гимборну, незаконнорожденному сыну британского короля Георга II, а затем последнему королю Ганновера Георгу V. Все это, несомненно, повлияло на стоимость произведения.

Лицо изображенного на портрете мужчины, его глаза и форма носа имеют некоторое сходство с персонажем, присутствующим на картине Веласкеса «Сдача Бреды», которая была создана примерно в то же время, что и портрет мужчины с усами. Тогда художнику было 35 лет. Но никто не может сказать наверняка, что фигура в «Сдаче Бреды» и мужчина на портрете — это сам автор. Другие имеющиеся изображения художника, например в «Менинах», относятся к более позднему времени.

По мнению Кита Кристиансена, версия об автопортрете не так уж невероятна. Куратор даже предложил устроить в блоге или на сайте музея опрос, где пользователи могли бы проголосовать за или против этой версии.

Источники: nytimes.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090910_velasques_in_met.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090910_velasques_in_met.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

КАПУСТИН Григорий Иванович (1865–1925) Крымский берег. Первая четверть XX века (49 × 71 см)

Текущая ставка36000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

МАКО Сергей Александрович (1885–1953) Девочка с книгой. [1930–40-е] (92 × 73 см)

Текущая ставка15000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

БЕНУА Александр Николаевич (1870–1960) В окрестностях Кассиса. 1929 (26,4 × 32 см в свету)

Текущая ставка50000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».