Art Investment

Художники и цены

«Потерянный архив» Фриды Кало объявили подделкой

1 ноября этого года издательство Princeton Architectural Press готовится выпустить книгу, посвященную недавно обнаруженной коллекции произведений и архивов Фриды Кало (Frida Kahlo). В нее должны войти репродукции картин, рисунков, писем, дневников и заметок знаменитой художницы. Однако некоторые эксперты объявили все эти предметы подделкой.

Этот «потерянный архив», вызвавший жаркие споры среди специалистов, принадлежит супругам Карлосу Нойоле (Carlos Noyola) и Летисии Фернандес (Leticia Fernández) — владельцам антикварного магазина La Buhardilla Antiquarios в мексиканском городе Сан-Мигель-де-Альенде. Они сообщили, что приобрели его по частям в 2004–2007 годах у одного юриста. А тот купил его у некоего резчика по дереву, который якобы получил его от самой художницы. По словам Нойолы, в его коллекции насчитывается более 1200 предметов. Он не назвал сумму, которую заплатил за них, но заявил, что перед покупкой они с женой собрали кое-какую информацию, подтверждающую их подлинность. Он также отметил, что не будет продавать коллекцию сейчас и не планирует делать это в будущем.

256-страничное издание о «потерянном архиве» будет называться Finding Frida Kahlo («Обретенная Фрида Кало»). Его автор — Барбара Ливайн (Barbara Levine), бывший директор выставочных проектов Музея современного искусства в Сан-Франциско. В электронном письме газете The Art Newspaper она написала, что «не работает на Нойола, и что они никак не связаны с финансированием какой-либо из частей книги». Ливайн также отметила, что взялась за исследование личных вещей известной художницы не для того, чтобы рассказать историю ее жизни или подчеркнуть ее роль в истории искусства. Она решила рассмотреть «потерянный архив» с точки зрения человеческой потребности собирать талисманы, хранить памятные заметки, отслеживать ход времени и оставить что-то после себя. «Если бы я писала историческую книгу о Кало или пыталась доказать подлинность коллекции Нойола, мне было бы необходимо прежде всего проконсультироваться с экспертами по творчеству художницы, — призналась Ливайн. — Их сомнения вполне понятны, поскольку подделки произведений искусства попадаются очень часто. Поэтому в исторические открытия бывает трудно поверить. Я глубоко уважаю и высоко ценю мнения экспертов и прекрасно понимаю: для того чтобы полностью оценить каждый предмет в собрании Нойола и сопоставить вместе факты и вымысел, потребуются годы».

В официальном заявлении Princeton Architectural Press сказано: «Все сомнения рассмотрены в самой книге. В нее включено большое интервью с владельцами магазина и коллекции — семейством Нойола, которые считают, что материалы имеют легальное происхождение. Это мнение основано на анализах химиков и графологов, а также на интервью с членами семьи Кало, ее последователями и учениками».

Первые сообщения о «потерянном архиве» появились в декабре 2005 года. Тогда в Мексике была «обнаружена» картина с изображением оленя с головой Фриды (мотив, уже встречавшийся в творчестве автора), а также еще четыре работы, атрибутированные художнице. После этого несколько мексиканских искусствоведов и коллекционеров объявили эти произведения подделкой. Профессор искусствоведения Ракель Тиболь (Raquel Tibol) даже заявила прессе, что, если бы нечто подобное произошло в Англии, автору этих подделок, их продавцу и владельцу пришлось бы предстать перед судом.

В октябре 2008 года изображения 75 предметов из коллекции Нойолы были опубликованы в каталоге «Лабиринт Фриды Кало», выпущенном Центром исследований мексиканского искусства в Гуанхуато. В книгу вошли комментарии профессора философии из Вассар Колледж Дженнифер Чёрч (Jennifer Church), а также результаты химических анализов материала, проведенных ее мужем Дэниелом Фридманом (Daniel Friedman). В письме изданию The Art Newspaper супруги отметили: «В нашей книге мы не высказываем свое мнение по поводу подлинности коллекции; мы не эксперты по искусству».

Следующим эпизодом в истории «потерянного архива» стало официальное сообщение в NewYork Times в июне этого года о находке коллекции Нойола и о публикации книги Finding Frida Kahlo в Princeton Architectural Press.

Но в начале августа группа ведущих специалистов по творчеству Кало выпустила обращение к мексиканскому Национальному совету по культуре и искусству (CONACULTA) и Национальному институту изящных искусств (INBA); эксперты объявили все документы и работы в этой коллекции подделкой и потребовали «прекратить эти махинации и внести ясность в сложившуюся ситуацию». Свои действия они аргументировали тем, что творчество Кало признано художественным наследием мексиканской нации.

Под обращением подписались соавтор каталога-резоне Кало Саломон Гримберг (Salomon Grimberg); арт-дилер по латиноамериканскому искусству и эксперт по творчеству художницы Мэри-Энн Мартин (Mary-Anne Martin); искусствовед Ирен Хернер (Irene Herner); внук Диего Риверы Педро Диего Альварадо (Pedro Diego Alvarado); искусствовед, бывший директор Музея современного искусство в Мехико Тереса дель Конде (Teresa del Conde); исследователь творчества и архивов Кало Джеймс Олес (James Oles), а также биограф Кало Хайден Херрера (Hayden Herrera). Они обратили внимание на то, что Нойола исключили из экспертизы самых известных специалистов по творчеству художницы. И это заявление имеет под собой основания. Даже автор готовящейся к публикации книги Барбара Левин признается: «Я не специалист по творчеству Кало; я не могу поддержать какую-либо точку зрения по поводу подлинности или важности материалов… Я не владею испанским в совершенстве».

Директор музея Фриды Кало и член исполнительного комитета при фонде, отвечающем за авторские права художницы, Карлос Филлипс Ольмедо (Carlos Phillips Olmedo) сообщил, что фонд Риверы — Кало не признал коллекцию Нойола подлинной. А соавтор каталога-резоне Кало Саломон Гримберг заявил: «Больше сорока лет я смотрю на работы Фриды и могу заявить, что это нелепо и вульгарно».

С ними солидарна и нью-йоркский арт-дилер Мэри-Энн Мартин (Mary-Anne Martin), занимающаяся латиноамериканским искусством. Через ее руки прошло множество работ Кало. «Мне кажется, что издатели стали жертвами огромной мистификации, — отметила она. — Преступники создали все эти письма, стихотворения и рисунки, использовав в качестве ориентира биографию Фриды и ее опубликованные письма. Рисунки выполнены плохо, почерк инфантилен, содержание писем грубо; анатомия рисунков напоминает инструкцию в мясной лавке. А картины — это просто имитация, составленная из того, что уже было опубликовано. Провенанс этих произведений бессмыслен, и проверить его невозможно. Я была бы очень рада, если бы действительно были найдены неизвестные ранее работы Фриды. Но все эти работы едва ли пройдут осмотр в Sotheby’s, Christie’s или в моей галерее. Я очень удивлена тем, что они вообще смогли так далеко продвинуться».

Джеймс Олес (James Oles), искусствовед из Мехико, который много работал с сохранившимися архивами Кало, заявил: «Само качество рисунка и письма кажется мне совершенно неправильным. Не говоря уже об их теме». По его словам, поддельные произведения Кало, Сикейроса, Тамайо и других латиноамериканских художников встречаются довольно часто. «На рынке современного и классического латиноамериканского искусства спрос сильно превышает предложение, поэтому мошенникам многое сходит с рук. С Пикассо подобное было бы просто невозможно».

В свою защиту Нойола заявил, что показывал свою коллекцию внучке Диего Риверы (Diego Rivera) Рут Альварадо Ривера (Ruth Alvarado Rivera), которой больше нет в живых, а также бывшим ученикам Фриды. Помимо этого он заявил: «Ни один из экспертов, которые поставили свои подписи под обращением, не связывался с нами и не осматривал материалы лично».

Владелец «потерянного архива» также не исключает возможности того, что предметы могут быть подделкой. «Наша цель — представить имеющийся материал и собранную информацию, не делая никаких заявлений. В конце концов, подлинность всегда остается под сомнением. На данный момент мы полагаем, что в нашей коллекции действительно есть некоторые подлинные артефакты, принадлежавшие Фриде Кало».

Но многие все равно очень недовольны публикацией книги об артефактах, подлинность которых сомнительна. «Это пагубное явление. Ведь Фрида была сложной личностью и вокруг нее и так было достаточно сплетен и слухов. Сейчас ученые пытаются разобраться во всем этом, и появление подобной книги запутывает ситуацию еще больше», — отметил Джеймс Олес.

Источники: theartnewspaper.com, artinvestment.ru

P.S. О подделках Фриды Кало можно прочитать:

«После смерти Фрида пишет больше, чем при жизни»


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090825_frida_kahlo_archive.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090825_frida_kahlo_archive.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».