Art Investment

Художники и цены

Приключения Sotheby’s и Christie’s в Гонконге

В 2007 году Китай окончательно утвердился в статусе арт-державы, заняв третье место в мире по объему аукционных сделок. Центрами арт-рынка Поднебесной стали Пекин и Гонконг. Темпы роста там были самыми высокими, а спекуляция — самой агрессивной. В Пекине самых впечатляющих успехов добились аукционные дома Poly International Auction и China Guardian. В Гонконге же доминируют мировые аукционные гиганты — Sotheby’s и Christie’s. Два раза в год они «взрывают» местный арт-рынок, устраивая крупные торги современным азиатским искусством. Sotheby’s проводит аукцион этой категории в апреле, Christie’s — в декабре. Оба аукционных дома очень надеялись, что 2008 год будет еще успешнее, чем предыдущий, но их чаяния не оправдались. Этот год принес китайскому арт-рынку много разочарований.

Christie’s и Sotheby’s уже привыкли к тому, что суммы, которые приносят гонконгские аукционы, каждые полгода увеличиваются на десятки миллионов долларов. В период с апреля по май 2007 года итоги торгов составили 120 миллионов долларов, с октября по ноябрь — 173 миллиона долларов. А весной 2008 года было совершено сделок на целых 198 миллионов. Но «тревожный звоночек» тогда уже прозвучал: в то время как цены на отдельные произведения росли, число непроданных лотов резко увеличилось. В частности, на Christie’s весной не удалось сбыть около 20 процентов лотов, хотя до этого непроданными оставались от 9 до 14 процентов. А осенью их число выросло до 35 процентов!

Понятно, что нынешние аукционные неудачи современного азиатского искусства, в частности произведений китайских художников, — закономерное следствие бешеной спекуляции, которая наблюдалась последние два года. Вспомните о распродаже Estella Collection (самого большого собрания современного китайского искусства, когда-либо появлявшегося на аукционе), которую устроил Sotheby’s 9 апреля 2008 года. Тогда покупателей нашли 90 процентов работ. Коллекционер из Азии потратил сумму, эквивалентную 5,4 миллиона долларов, на картину Чжана Сяогана (Zhang Xiaogang) «Родословная: Большая семья № 3». Эта сумма стала рекордной для популярного китайского живописца. Шесть месяцев спустя на Sotheby’s были выставлены четыре его полотна, из которых нового владельца нашло себе только одно — «Родословная: Большая семья № 1». Оно еле доползло до нижней границы эстимейта — 2,75 миллиона долларов.

Текущий рекорд на произведения современного китайского искусства составляет около 8,6 миллиона долларов (67 миллионов гонконгских долларов). Эта сумма была уплачена весной 2008 года за диптих Цзэна Фаньчжи (Zeng Fanzhi) «Из серии “Маска”. 1996. № 6». Работа превысила эстимейт в пять раз. Аукционный дом Christie’s, на чьих торгах была продана картина, решил вновь попытать счастья и выставил похожую работу Цзэна на вечерний аукцион современного азиатского искусства, состоявшийся 30 ноября. Картина «От масс, к массам», написанная в 1993 году, считается одной из самых важных работ художника, предвестником знаменитой серии «Маска». Она была заявлена как главный «блокбастер» аукциона, ее предварительная оценка, как полагается, не разглашалась… но покупателя работа не нашла. На следующий день Christie’s провел дневные торги произведениями современных азиатских художников, на которых непроданными остались 43 процента работ. 30 ноября также состоялся аукцион китайского искусства ХХ века, где число непроданных лотов составило 52 процента. Эстимейт превысили только некоторые работы, в частности картины мастеров абстрактного искусства Цзао Ву-Ки (Zao Wou-Ki) и Чу Тэ-Чуня (Chu Teh-Chun). Самым дорогим лотом стала работа Цзао Ву-Ки «Посвящение Ту-Фу». Она принесла рекордную для этого художника сумму 5,16 миллиона долларов.

На азиатском арт-рынке уже началась коррекция, но цены остаются высокими. Еще три года назад было невозможно представить себе, что произведения художников с Востока будут продаваться за такие огромные суммы. В 2005 году работа азиатского художника впервые принесла на аукционе миллион долларов, в 2007 году цены выросли многократно, а в 2008-м достигли своего пика. Теперь ожидается, что погоду на этом рынке будут делать не спекулянты, а придирчивые коллекционеры, которые не согласны платить миллионы за посредственные работы. Кризис станет эдакой «проверкой на прочность»: в 2009 году по очень высоким ценам будут продаваться только первоклассные произведения, а вот переоцененные станут дешевле. Как отреагируют на нынешнюю ситуацию аукционные дома — увидим по эстимейтам гонконгских аукционов, которые пройдут следующей весной.

Источники: artprice.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20081212_chinese_art_market.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20081212_chinese_art_market.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

Икона «Святой великомученик и целитель Пантелеимон, с 14 клеймами жития». Вторая половина XIX века (106 × 78,5 × 4,3 см)

Текущая ставка40000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

НЕМУХИН Владимир Николаевич (1925–2016) Композиция на оранжевом. Из цикла «Супрематизм». 1989 (43,3 × 35,3 см)

Текущая ставка15000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

ЯКОВЛЕВ Владимир Игоревич (1934–1998) Одинокий розовый цветок. 1983 (54,6 × 42,4 см)

Текущая ставка500000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».