Art Investment

Художники и цены

Мексиканские страсти вокруг коллекции живописи

Где-то в мире спрятана потрясающая коллекция мексиканского искусства. В нее входят множество произведений классиков XX века — Фриды Кало (Frida Kahlo), Диего Риверы (Diego Rivera), Хосе Клементе Ороско (José Clemente Orozco) и их современников. Раньше собрание находилось в музее города Куэрнавака в часе езды от Мехико, но недавно его хранитель был вынужден увезти работы неизвестно куда. Все дело в том, что объявилась некая персона, которая называет себя «законным владельцем коллекции» и активно борется за произведения искусства в суде.

Коллекцию собрал Жак Гельман (Jacques Gelman, 1909–1986) — эмигрант из России, сделавший в Мексике блестящую карьеру кинопродюсера. Он и его супруга Наташа (Natasha Gelman) были большими любителями латиноамериканского искусства и начали формировать свое собрание сразу после свадьбы. Они входили в мексиканскую богему середины XX века и дружили со многими знаменитыми художниками, у которых часто покупали произведения. Жак Гельман разбогател на производстве фильмов с «мексиканским Чарли Чаплином», актером по прозвищу Кантинфлас (Cantinflas) и мог позволить себе заказывать портреты своей жены у таких именитых живописцев, как Диего Ривера, Фрида Кало, Руфино Тамайо (Rufino Tamayo) и Давид Альфаро Сикейрос (David Alfaro Siqueiros). Гельманы также собрали отличную коллекцию европейского искусства, которую Наташа, умершая в 1998 году, завещала нью-йоркскому музею Метрополитен.

А собрание мексиканской живописи Наташа Гельман оставила своему другу Роберту Л. Литтману (Robert L. Littman), американскому куратору. Решение завещать ему право распоряжаться произведениями она приняла еще в 1993 году. К моменту ее смерти коллекция насчитывала 95 работ, включая два очень известных полотна Фриды Кало — «Автопортрет в образе теуаны (Диего в моих мыслях)» и «Автопортрет с обезьянками» — и картину ее мужа Диего Риверы «Торговка цветами каллы». Большинство работ в собрании принадлежат кисти Гюнтера Герсо (Günther Gerzso), абстрактного художника венгерского происхождения, чьи произведения за последнее десятилетие стали высоко котироваться на рынке. Для того чтобы как следует распоряжаться коллекцией, Роберт Литтман основал фонд Vergel Foundation. При поддержке этого фонда работы из собрания смогли побывать на выставках во многих музеях мира.

Деньги, заработанные на выставках, Литтман тратил на обогащение коллекции. За десять лет она выросла в три раза. Он заполнял «лакуны» в собрании, на которые ему указала Наташа Гельман, а также добавлял туда произведения современных художников. В 2004 году куратор нашел коллекции временный дом. Он принял решение разместить работы в музее в Куэрнаваке, который основала американская компания Costco и ее мексиканские партнеры. Наверное, владелица коллекции одобрила бы его выбор: именно в Куэрнаваке она провела последние годы жизни.

Но не все оказались согласны с тем, что картины экспонируются в музее. Два года назад, «как чертик из табакерки», объявился Джерри Юнг (Jerry Jung) — двоюродный брат госпожи Гельман, которому не понравилось, что она оставила ему не очень большое наследство. Обиженный родственник нанял целую команду адвокатов, которые нашли в мексиканском законе небольшую «лазеечку». Именно с ее помощью они собираются доказать, что Литтман никаких прав на коллекцию не имеет.

В прошлом году один из адвокатов, Франсиско Фуэнтес Ольвера (Francisco Fuentes Olvera), купил за 20 тысяч долларов право наследования «мексиканского» имущества Наташи Гельман. Это право ему продал единоутробный брат собирательницы Марио Себастьян (Mario Sebastian), который скончался вскоре после заключения сделки. Согласно законам страны, теперь адвокат имеет право распоряжаться любой частью имущества, о которой не прописано в завещании, кому конкретно она достанется.

Дело в том, что по завещанию Гельман Литтман не является полноправным владельцем коллекции — он «всего лишь» исполнитель завещания. Суд по семейным делам Мехико решил, что право наследования, приобретенное у Марио Себастьяна, важнее, чем завещание владелицы собрания, и назвал «временным исполнителем» Фуэнтеса Ольверу. Судья Селия Сантос (Celia Santos) также заявила, что Фуэнтес имеет право забрать себе всю коллекцию.

Литтман, конечно же, подал апелляцию, но судебная машина, как известно, работает со скрипом, поэтому куратор решил действовать самостоятельно. Весной он забрал картины из музея в Куэрнаваке и спрятал их.

«После всего, что произошло, мы должны обеспечить сохранность [картин. — Ред.], — говорит нью-йоркский адвокат Литтмана Джон Кегель (John Koegel). — А то вдруг судья Сантос еще что-нибудь прикажет».

Кегель и другие защитники Литтмана сейчас активно борются с Селией Сантос. Они утверждают, что судья игнорировала некоторые положения мексиканского закона о наследстве. Адвокаты обратились в федеральный суд и добились приостановки производства по делу, хотя защитники Юнга оспорили это решение.

Представители обеих сторон сходятся во мнении, что битва будет продолжаться еще долго — возможно, на принятие окончательного решения потребуются годы. Кроме того, стороны начали еще одну тяжбу: согласно адвокатам Юнга, Роберт Литтман плохо обращался с коллекцией. Прокурор Мехико уже завел на куратора уголовное дело. Учитывая капризный и непредсказуемый характер мексиканской Фемиды, вполне возможно, что в итоге собрание окажется в руках Фуэнтеса Ольверы.

Конечно же, многие опасаются, что в случае победы команды Юнга все шедевры мексиканской живописи из коллекции Гельманов пойдут с молотка. Но отец Фуэнтеса Ольверы, уважаемый адвокат Энрике Фуэнтес Леон (Enrique Fuentes León), утверждает, что Юнг борется за работы не потому, что они дорого стоят. «Это достояние всего мексиканского народа», — говорит он.

По словам Роберта Литтмана, если бы владелица собрания узнала о том, какая катавасия сейчас творится вокруг ее коллекции, она пришла бы в ярость. Куратор уехал из Мексики и не появился в суде по семейным делам.

Согласно завещанию Гельман, произведения из ее коллекции должны экспонироваться, но не в государственном музее (собирательница недолюбливала мексиканские власти), а в частном. Кроме того, владелица картин говорила, что обязательно нужно сохранить цельность коллекции. «Ни в одном музее или частной коллекции нет такого богатого собрания, и собрать такую коллекцию сегодня было бы невозможно», — сокрушается Литтман.

Может быть, когда-нибудь прекрасные работы мексиканских художников снова будут радовать публику, но, по-видимому, это произойдет еще не скоро — сейчас их могут увидеть только те, кому известно местоположение тайника.

Источники: nytimes.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20081203_mexican_art_collection.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20081203_mexican_art_collection.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

ФОНВИЗИН Артур Владимирович (1882–1973) Наездница. 1950-е (43,5 × 31,9 см)

Текущая ставка25000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

СИТНИКОВ Василий Яковлевич (1915–1987) Обнаженная фигура. Из цикла «Уроки». 1970 (83,4 × 59,6 см)

Текущая ставка550000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна (1881‒1962) Испанка с веером. Вторая половина 1910-х (41 × 25)

Текущая ставка750000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».