Art Investment

Художники и цены

Биеннале в Сан-Паулу под угрозой

Биеннале в Сан-Паулу, которая проводится с 1951 года, является главнейшей выставкой современного искусства в Латинской Америке и одним из самых престижных арт-событий во всем мире. Старше ее только Венецианская биеннале, основанная в 1895 году. В этом году биеннале проводится уже в 28-й раз. Она началась 26 октября и продлится до 6 декабря. К сожалению, возможно, вскоре Сан-Паулу придется отказаться от своего главного культурного мероприятия. Те, кто посетит выставку в этом году, могут своими глазами убедиться в том, что у организаторов биеннале крупные проблемы.

28-я биеннале больше напоминает не выставку, а коллоквиум по поводу самого мероприятия и его будущего. В программу входят в основном лекции, конференции и перформансы, главной темой которых является история биеннале и его потенциал в будущем. А произведений изобразительного искусства — картин, скульптур и инсталляций — экспонируется до обидного мало. Это дало многим журналистам повод объявить, что биеннале в Сан-Паулу «находится на смертном одре».

«В воздухе висит большой знак вопроса», — говорит дилер из Сан-Паулу Даниэль Ресслер (Daniel Roessler). Он отмечает, что число заграничных посетителей выставки значительно сократилось. На предыдущей биеннале галерею Ресслера посетили двадцать групп из различных музеев, в этом году он ожидает всего две или три.

Средства на организацию биеннале в Сан-Паулу выделяет частный фонд, которому дают деньги как меценаты, так и правительства города, штата и страны. Но финансирование фонд получает не всегда. Поэтому он очень сильно зависит от экономической ситуации в Бразилии. Девять лет назад в стране разразился кризис, и биеннале, которую должны были провести в 2000 году, пришлось отложить до 2002-го. Ввиду сложной ситуации ушли в отставку члены совета директоров и главный куратор Иво Мескита (Ivo Mesquita), тогда бывший директором Музея современного искусства Сан-Паулу. Скандалы подорвали доверие к организаторам биеннале, ввиду чего от нее отвернулись многие покровители.

Тогда пост президента фонда занимал Эдемар Сид Феррейра (Edemar Cid Ferreira), который в декабре 2006 года был приговорен к 21 году тюрьмы за банковские махинации (позже он подал апелляцию). Нынешний президент, Мануэль Франсиску Пиреш да Коста (Manoel Francisco Pires da Costa), тоже вызывает большое недовольство критиков: он активно пользуется служебным положением в своих личных целях. Например, в качестве ландшафтного архитектора садов вокруг павильона биеннале он нанял свою жену. Кроме того, Пиреш да Коста использовал сотрудников биеннале для того, чтобы они редактировали журнал, совладельцем которого он является. В прошлом году, когда правительство узнало о «художествах» президента, ему был сделан строгий выговор. Но уволен Пиреш да Коста не был: члены правления снова выбрали его.

Кураторы и другие сотрудники, участвовавшие в организации биеннале 2006 года, получили свои гонорары только через несколько месяцев после окончания выставки. А каталог той биеннале появился в печати сравнительно недавно (!). По слухам, известные бразильские кураторы Паулу Эркенхофф (Paulo Herkenhoff), Адриану Педроза (Adriano Pedrosa), Соланж Фаркаш (Solange Farkas), а также некоторые другие отказались от участия в выставке.

Осенью 2007 года Иво Мескита, ставший куратором Государственной пинакотеки Сан-Паулу, согласился снова поработать куратором биеннале. Тогда он сказал The Art Newspaper, что сможет потратить на организацию этой шестинедельной выставки 5–6 миллионов долларов (биеннале 2006 года стоила 12–15 миллионов). Но Меските дали всего 8 миллионов реалов (3,5 миллиона долларов), что составляет всего одну треть от суммы, в которую обошлась прошлогодняя Венецианская биеннале. Конечно же, этих средств оказалось недостаточно для организации крупной международной выставки. И поэтому Мескита придумал для мероприятия очень оригинальную концепцию. То, что получилось, повергло посетителей в шок.

Биеннале проходит в интересном здании, которое спроектировала группа архитекторов во главе со знаменитым Оскаром Нимайером (Oscar Niemeyer). Главной выставочной площадкой является второй этаж (длиной 250 метров). И вот этот этаж было решено оставить пустым. Девственно чистое пространство прозвали «Пустотой». Своим неординарным решением Мескита вызвал недовольство большого числа художников, которые собирались выставлять на биеннале свои творения. «Отсутствие искусства на биеннале — это как удар в живот», — заявил в журнале Frieze бразильский художник Жак Лейрнер (Jac Leirner). Накануне выставки местные граффити-художники грозили ворваться в здание и «как следует поработать» над вторым этажом. Но бразильский куратор Муасир Дос Анжос (Moacir dos Anjos) сказал газете Folha de São Paulo, что абсолютно пустое выставочное пространство служит красноречивой метафорой кризиса, в котором оказалась биеннале.

На первом этаже здания Нимайера проходят различные перформансы, концерты, показы фильмов и семинары, в которых участвуют художники, кураторы, критики, музыканты, писатели и архитекторы. В видеосалоне демонстрируются записи перформансов и лекций художников. На третьем этаже находится библиотека, где можно ознакомиться с материалами по истории выставки и посмотреть каталоги 200 других биеннале, а также конференц-зал, где обсуждаются вопросы задач, организации и финансирования международных выставок. Там также уместились те немногие произведения искусства, которым удалось-таки пробраться на биеннале. Посетители могут увидеть видео Марины Абрамович (Marina Abramovic) и Эйи-Лиизы Аттилы, а также работы Эрика Белтрана (Erick Beltrán), Мэтта Малликена (Matt Mullican), Софи Калль (Sophie Calle) и Доры Лонго Баиа (Dora Longo Bahia). Знаменитый художник Карстен Хеллер (Carsten Höller) создал для увеселения посетителей «горки» — трубы, торчащие из окон второго и третьего этажей, по которым можно спуститься на первый. В 2006–2007 годах похожий «аттракцион» работы Хеллера экспонировался в Турбинном зале лондонской галереи Тейт Модерн.

В биеннале участвуют 15 бразильских художников и 25 авторов из других стран. Для выставки такого уровня это очень мало, но фонду было трудно найти средства даже на скромный проект. За шесть недель до открытия президент фонда Пиреш да Коста объявил о сокращении бюджета на 40 процентов. Иво Мескита написал ему электронное письмо, где заявил, что подобные меры будут угрожать целостности проекта. На это Пиреш да Коста ответил, что целостность будет сохранена даже при сокращении финансирования.

Организаторы получили деньги от шести частных спонсоров (самым главным стала нефтяная компания Petrobras, предоставившая 1 миллион реалов), городских властей Сан-Паулу, государства (причем оно выделило средства, которые должно было предоставить в 2007 году) и иностранных учреждений, занимающихся поддержкой участвующих в биеннале художников. То, что незадолго до выставки бюджет значительно сократили, — совсем не новая ситуация. Бывший президент биеннале Жулиус Ландманн (Julius Landmann) сказал газете Folha de São Paulo, что такое происходило на шести из восьми биеннале, на которых он работал. «Всегда так: за 60 дней до открытия вдруг появляются проблемы с деньгами».

И федеральное правительство, и правительство штата Сан-Паулу решили в этом году от финансирования воздержаться. «Люди не уверены в том, что те, кто занимается организацией биеннале, разумно расходуют средства, — говорит дилер Даниэль Ресслер, — поэтому финансисты и бизнесмены не уверены в том, что, если они дадут денег на выставку, выйдет хороший проект».

Ресслер заметил, что, если биеннале в Сан-Паулу вдруг «умрет», у него уже есть наследники. В 1997 году в Порту-Алегре была основана биеннале Меркосура*, которая сейчас активно растет и развивается — проблем с финансированием у нее гораздо меньше. «Бизнесмены с юга Бразилии с гораздо большей охотой поддерживают местную биеннале, — сказал он. — Одна [биеннале. — Ред.] растет, другая в глубоком кризисе».

* Меркосур (Mercosur) — крупнейшее объединение в Южной Америке, в которое входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла, а в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу.

Материал подготовила Юлия Максимова

Источники: theartnewspaper.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20081122_sao_paulo_biennial.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20081122_sao_paulo_biennial.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».