Art Investment

Художники и цены

6 августа Энди Уорхолу исполнилось бы 80 лет

Восемьдесят лет назад родился человек, чье имя стало синонимом поп-арта. Энди Уорхол был не только блестящим рисовальщиком, дизайнером и кинорежиссером. Превратив искусство в серийное производство, он сумел изменить представление о роли художника в современном мире, совершил настоящий переворот на арт-рынке, а затем и сам превратился в одну из икон массовой культуры.

«Я бизнесмен, я должен кормить много ртов, должен приносить бекон», — сказал он как-то в интервью.

Следующий шаг после Искусства с большой буквы — искусство индустриальное — открыл Энди Уорхол. Неспроста он мечтал быть машиной, а свою легендарную студию назвал «Фабрика». Количество сделанных на ней шелкографий измеряется тысячами, фильмов — сотнями.

Владимир Дубосарский и Александр Виноградов живут в том самом мире потребления и арт-рынка, в котором художнику и шагу не ступить без уроков Энди Уорхола. В массовом глянце — неиссякаемый источник образов, а ценность идеи измеряется ее воспроизводимостью. Для современных русских художников эти максимы Уорхола актуальны и сегодня. Владимир Дубосарский, художник: «Поп-арт никто не отменил. То, с чем он работал, вокруг нас осталось».

Уорхол научил художников видеть не то что внутри, не то, что над, а то, что буквально валяется под ногами.

Екатерина Деготь, арт-критик: «Он показал, что это и есть реальность современного человека. Уж ни чувств, ни духовности, ничего не осталось, а 99 процентов мира занимает мусор, упаковка».

Упаковки порошка «Брило», банки супа «Кемпбелл» и лица звезд на работах Уорхола словно на полках супермаркета. Бесконечные ряды однообразных предметов. Кто-то увидит в этом критику культуры потребления, кто-то — поэзию, а кто-то — правду жизни.

Екатерина Деготь, арт-критик: «Он увидел в этой массе потребительской культуры вовсе не радость и не счастье, как мы все думаем, а на самом деле он увидел в ней монотонность, скуку, повторение одного и того же, необыкновенную нивелировку всего мира. И вот об этой скуке он и сделал свои работы».

«Человек-загадка», «гуру поп-культуры», «великий продавец воздуха» и «олицетворение всего американского, начиная от Элвиса Пресли и Мэрилин Монро и заканчивая кока-колой и томатным супом Campbell’s». Искусствоведы всего мира всерьез изучают его творения, говоря: «Гений Уорхола родился там, где жизнь превращается в рекламу». Знаменитые портреты Мэрилин Монро, Статуи Свобода и супа Campbell's. «Все картины должны быть одного размера и одного цвета, чтобы никому не казалось, что его картина хуже или лучше», — говорил Уорхол и шутя следовал в творчестве этому уравнительному принципу.

«Сегодня, — усмехался он, — даже если вы полный проходимец, с вами будут продолжать считаться. И всё это потому, что больше всего на свете людям нужны “звёзды”».

И все же, кто такой Энди Уорхол? «Одна из самых известных и противоречивых фигур второй половины ХХ столетия», — ответит почти любой, от искусствоведа до обывателя. Его работы стали олицетворением триумфа и коммерческого успеха американского поп-арта. Художник, скульптор, дизайнер, режиссер, продюсер, писатель, коллекционер, он стал воплощением ренессансной идеи homo universale в эпоху массовой культуры. Даже свою жизнь художник превратил в произведение искусства, ежеминутно создавая новые и новые мифы о «легендарном Энди Уорхоле». Он растиражировал банки с супом, Мэрилин Монро, и просто — американский доллар. «Девять долларов» —называется одна из работ Уорхола, на которой действительно изображено девять значков, обозначающих денежную валюту США. Но его «Девять долларов» — это и просто цена, точно такая же, как один доллар пятьдесят центов. Он не стал рисовать ценник, художник пошел еще дальше — изобразил саму цену.

— А почему ты стал рисовать банки с супом? — спрашивали его.

— Потому, что я привык ими пользоваться, потому что я привык иметь один и тот же ланч каждый день на протяжении, я думаю, двадцати лет; одни и те же вещи снова и снова. Кто-то сказал, что моя жизнь всецело поглощает меня: мне нравится эта идея. Я привык хотеть жить в Уолдорфской башне, есть суп и сэндвич…

— А какова твоя цель? Ты рисуешь одинаковые картины, одинаковые оттиски в технике шелкографии.

— Одна из причин, почему я делаю сейчас шелкографии, в том, что я надеюсь, что кто-либо в будущем будет делать это для меня. Я не в состоянии делать каждый имидж четким и простым, таким же, как первоначальный. Я думаю, что будет замечательно, если больше людей будет заниматься шелкографией, чтобы никто не мог догадаться: моя картинка — это моя картинка или чья-то чужая. Причина, по которой я рисую именно таким образом, в том, что я хочу быть машиной и я чувствую, что то, что я делаю, и то, что я делаю подобно машине, есть именно то, что я хочу делать.

Механически и машинно повторяя «прозу жизни» Уорхол на своей «Фабрике» (так называлась его мастерская) в год производил более тысячи картин. Одинаковых картин. Теперь каждый может иметь дома свою «Мэрилин Монро».

«Эффект конвейера» оказался еще и очень выгоден в коммерческом смысле. Как отмечал Уорхол, «работая с шелкографией, вы берете фотографию, увеличиваете ее, переводите в клее на шелк, и затем заливаете чернила, чтобы они пропитали шелк, но не клей. Таким образом, вы получаете один и тот же образ, каждый раз слегка отличающийся… Моими первыми экспериментами с шелкографией были головы Троя Донахью и Уоррена Битти, а когда в том же месяце умерла Мэрилин Монро, у меня появилась мысль сделать изображения ее прекрасного лица — первые портеры Мэрилин». Но поскольку начальный этап процесса это фотография, — идет коррекция именно фотографии, а не человека, — Уорхол не «изображал» лица, он их «создавал». В итоге «Человек» исчезает из процесса, словно его никогда и не существовало.

Уорхол — один из немногих кинорежиссеров американского андеграунда, чье имя известно широкой публике. «Снимать фильмы проще, чем рисовать. У камеры есть мотор, включаешь ее и оставляешь, она сама работает», — говорил Уорхол.

Снятый неподвижной стационарной камерой фильм Уорхола «Сон» (1963) длится 6 часов, а фильм «Эмпайр» — 8 (1964). И только тот, кто досмотрит его до конца, увидит, как в створке окна, из которого происходит съемка, мелькнет отражение Уорхола. Принцип повторения в этих фильмах приобретает почти гипнотический эффект. Единственный образ — ночной вид Эмпайр-Стейт-билдинг или спящего человека —проецируется на экран в течение многих часов практически без изменений при полном отсутствии звука. В 1969 году Уорхол создал первый игровой фильм «Плоть», за которым последовал «Мусор» (1970 год). И в самих фильмах, и в процессе их создания присутствовал значительный элемент пародии на коммерческое кино. В период с 1966 по 1968 годы Уорхол снял несколько фильмов с участием группы Velvet Underground. Позже он придумал свое собственное телевидение, разработал проект канала Andy Warhol’s TV и стал его директором

К 80-летию со дня рождения Энди Уорхола телеканал «Культура» покажет французский документальный фильм «Работа Энди Уорхола». Смотрите ленту 9 августа в 00:05.

Источник: tvkultura.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20080808_andy_warhol.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20080808_andy_warhol.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».