Art Investment

Художники и цены

ВЕАД: картины старых мастеров из собрания Василия Горященко

Восточно-Европейский Антикварный Дом в очередной раз по-хорошему удивил своей способностью к смелым экспериментам.

В первый раз это проявилось, когда ВЕАД анонсировал нумизматический аукцион со стартом в 1 доллар. Решиться на этот шаг на живом аукционе с серьезными лотами, цены на которые доходят до сотен тысяч долларов, в ситуации вялотекущего экономического кризиса — очень большая смелость: а вдруг не придут покупатели, посчитав всю затею дурной шуткой, а вдруг все раскупят по три копейки, и еще куча всяких разных «вдруг»… Но всё в тот раз получилось, народу пришло много, и бились все до последнего за каждый лот. Главный итог аукциона: рынок не даст продать дорогую вещь за копейки, а значит, завышать стартовые цены — ошибка.

И вот — «Старые мастера».

Известно, что на любом локальном рынке, будь то Россия, Германия или Франция с Данией, прежде всего покупают своих, отечественных художников: в России — русских, в Германии — немецких и т. д., а потом уже, при определенном развитии увлечения или иным, например инвестиционным, соображениям некоторая часть коллекционеров начинает собирать художников международного уровня, как правило первые имена. Наиболее любимые направления, конечно, импрессионисты, старые мастера фламандской школы и даже современное искусство от Хёрста до Бэкона. Это первое обстоятельство, о чем хочется упомянуть, прежде чем перейти к результатам аукциона. Второе — нарастающий дефицит качественных вещей отечественных художников на антикварном рынке. Авангард начала XX века из разряда «дефицит» устойчиво перешел в разряд «отсутствие», любое появление подлинников авангарда на аукционах близко к сенсации. Классика XIX века еще есть, но все меньше и меньше, и отсюда цены, которые не просто кусаются, а буквально бьют по рукам. Что же делать? Как известно, природа не терпит пустоты, что-то должно занять место стремительно оседающих в коллекциях отечественных картин высокого класса (была слабая надежда, что во время кризиса на рынке что-то начнет появляться, да пока не оправдалась), так как потребность в коллекционировании никуда не делась и никуда не денется. И вот уже делаются попытки приобщить покупателя к европейским художникам XVIII и XIX веков, почти на каждом отечественном аукционе появляется коротенький стринг из, как правило, недорогих, в пределах 10–20 тысяч у. е., картин, но, увы, пока результатом похвастаться трудно: продажи редки.

А тут целый специализированный аукцион, под сто с лишним лотов — смело, даже, не побоюсь сказать, авантюрно, в хорошем смысле этого слова. Понимая, что задача не из простых, ВЕАД подошел к ее решению по всем правилам маркетингового искусства и, похоже, не считаясь с затратами (один каталог чего стоит). Помимо обычного предаукционного показа в офисе ВЕАДа на Ломоносовском проспекте (21 ноября — 7 декабря), было проведено два мероприятия, призванных подогреть интерес к торгам, причем на отличном уровне.

Первое — предварительный показ 19 ноября, на котором представителям СМИ рассказали о коллекции Василия Горященко, выставленной на торги. В беседе участвовали сам коллекционер В. Г. Горященко, доктор искусствоведения, профессор, член CODART/Нидерланды, HNA/США, лауреат Премии Правительства РФ В. А. Садков, а также российский искусствовед, специалист в области итальянской живописи, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Премии Правительства РФ, ведущий научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина В. Э. Маркова. Второе мероприятие — предаукционная выставка 28 ноября — 1 декабря, которой смело ставим пятерку и за место проведения (усадьба Муравьёвых-Апостолов на Старой Басманной улице, в самом центре Москвы), и за качество оформления, и за количество гостей.

  • На предаукционной выставке в усадьбе Муравьёвых-Апостолов на Старой Басманной
  • На предаукционной выставке в усадьбе Муравьёвых-Апостолов на Старой Басманной

И вот после всей этой артподготовки — торги 7 декабря. В зале — 18 человек, из которых 13 — элегантные джентльмены сорока — пятидесяти лет и пять — настоящие леди. К весьма приличному внешнему виду публики на аукционах ВЕАДа мы уже привыкли (дресс-код обязывает), но на сей раз большинство присутствующих оказались иностранцами по дипломатической линии; из каких стран все — не знаю, но за пару человек из Голландии ручаюсь. Восемнадцать человек — много это или мало? Конечно много. На пресс-конференции я спросил у директора ВЕАДа С. К. Юнина, много ли они ждут покупателей и (это уже был вопрос к владельцу коллекции В. Г. Горященко) сколько существует коллекционеров старых мастеров в России. Ответы были уклончивые, и правильно, ибо узок круг этих коллекционеров и люди эти, как правило, очень непростые, как говорится, при чинах и званиях, и сколько из них доберется до аукциона — бог весть, я лично прогнозировал не больше десяти. Так что цифру 18 можно считать очень хорошей.

Почти не было заочных ставок (что понятно), и всего три-четыре участника торговались по телефону. Цена: из 14 проданных лотов 13 было куплено участниками в зале и только один достался телефону. 14 проданных лотов из 127 — 11 %. Мало? Отнюдь; если сложить все вышеперечисленные обстоятельства, то много, однозначно успех, да и по деньгам неплохо: выручка почти 760 000 евро на молотке. Поздравляем организаторов аукциона.

На торгах борьбы особенной не было, в основном все уходило по старту. Первый торг в пять шагов произошел за холст «Сатир и нимфа» Иоханна ван Нека (лот 18): боролись два телефона и участник в зале, победил один из телефонов на сумме 14 500 евро. За «Отдых крестьян по дороге на рынок» Геррита Адрианса Беркхейде (лот 38) два участника в зале боролись уже целых 13 шагов и подняли цену со стартовых 12 000 евро до 30 000. Торговались и за топ-лот с обложки — «Благовещение» Хендрика ван Балена (лот 88): со старта 100 000 евро за четыре шага цена достигла 130 000, после чего телефон сдался, и работа досталась участнику в зале. Самым же дорогим лотом стала картина Адриана ван Сталбемта (Сталбента) «Аллегория лета» (лот 42): за 150 000 евро она ушла по старту к участнику в зале.

Несколько слов о ценах. В среднем цены оказались, простите за повтор, вполне средними по европейским меркам: на что-то чуть выше, на что-то чуть ниже, а с учетом того, что все это предлагалось здесь и не нужно никуда ехать, так и вовсе удобно. Правда, иностранным покупателям везти все же, наверное, придется. Но можно ли вывезти картины старых мастеров из России? Вопрос такой задавался, и прямого ответа не было. Вероятно, по-разному. Например, из 14 купленных работ две числятся в московской коллекции с 2010 года, одна — с 2008-го, а остальные — с 2009-го. Те, что ввозились уже по новому закону 2009 года, могут быть беспрепятственно и вывезены, а вот если до него, то, увы, нет.

В итоге, так или иначе преодолев все трудности, аукцион прошел успешно — это плюс. Целевая аудитория пока, увы, не наши граждане — это не минус и не плюс, это факт. И тем не менее покупатели есть, и это тоже плюс. Пожелаем ВЕАДу дальнейших интересных экспериментов, будем с интересом за этим следить, и главное, чтобы эти эксперименты обязательно монетизировались. Впрочем этого мы и всем нам пожелаем. Будем активны, изобретательны, и тогда никакой кризис нам не страшен.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20131212_vead_obzor.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20131212_vead_obzor.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

ФОНВИЗИН Артур Владимирович (1882–1973) Наездница. 1950-е (43,5 × 31,9 см)

Текущая ставка50000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

НЕМУХИН Владимир Николаевич (1925–2016) Москва — Лианозово. 1988 (70,9 × 78,7 см)

Текущая ставка800000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

ШЕМЯКИН Михаил Михайлович (1943) Счастливый пьяница (Happy Drinken). 1979 (75,7 × 53,7 см, лист)

Текущая ставка30000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».