Art Investment

Художники и цены

Восточно-Европейский Антикварный Дом на 100 % распродал коллекцию монет своего владельца

Восточно-Европейский Антикварный Дом открылся в 2012 году. Вступив в конкурентную среду и понимая сложность задачи, новичок попытался занять место в нише VIP-мероприятий отечественного арт-рынка, громко объявил о своих намерениях и установил свои аукционные правила. Не будем сейчас разбираться, правильно это или нет, просто отдадим должное настойчивости, с которой его руководство двигается в этом направлении. И памятуя, что «вода камень точит», не будем исключать, что и это начинание может увенчаться когда-нибудь достижением цели, и потянутся тогда на аукционы крезы местного разлива.

В этот раз дресс-кодом дело решили не ограничивать, а пошли на очень смелый шаг, буквально взбудораживший всю нумизматическую общественность: объявили аукцион честным, отказались от эстимейтов и назначили все старты в 1 доллар. Мало того, выставили на торги не мусор, который не жалко для эксперимента, а коллекцию монет самого владельца аукционного дома в 400 с лишним предметов; в среднем, согласно предаукционным релизам, каждый лот оценивался в пределах 5–15 тысяч долларов, а некоторые уникальные экземпляры, например редкая полтина 1843 года, доходили и до 500 000 долларов.

Ценообразование на отечественных аукционах всегда идет в условиях конфликта. С одной стороны, аукционные дома (которые знают арт-рынок изнутри и на нем работают) резонно считают, что не нужно бояться низких стартов: они привлекают покупателей, стимулируют торг, а воспользоваться мнимой халявой рынок не даст, поэтому уход лота за гроши владельцу не грозит. С другой — продавцы (которые по большей части не сильны в аналитике арт-рынка) безбожно завышают стартовые цены, ориентируясь сразу на мировые рекорды ведущих аукционов. Что получается, когда продавец не слушает разумных доводов, мы видели не раз: запредельные старты и нулевые результаты.

Формально первый «подход к снаряду» минимальных стартов еще в прошлом году сделал Леонид Шишкин, но тогда предлагался небольшой объем живописи и графики авторов, по большей части никогда не появлявшихся на рынке, т.е. не имеющих никакого ценового ориентира. Восточно-Европейский Антикварный Дом, напротив, выставил действительно редкие и ценные монеты, в большом количестве и с понятной знатокам рыночной стоимостью.

Прежде чем перейти непосредственно к тому, что происходило в зале, хочется несколько слов сказать о текущей ситуации. Благоприятна ли она для подобных экспериментов? Что с кризисом, в конце концов? А кризис, к сожалению, никуда не делся и продолжает бродить по Европе, как призрак коммунизма в середине позапрошлого века, набрасываясь то на одну, то на другую сферу бизнеса. Не обходит он своим вниманием и аукционы, хотя как раз в этой области нумизматика стоит некоторым островком спокойствия и уверенности: то ли коллекционер здесь покрепче собрался, то ли монеты лучше воспринимаются как альтернативный вариант сбережения средств, то ли аудитория людей, увлеченных нумизматикой, настолько велика и обширна, что сглаживает и поглощает любые экономические колебания.

Итак, аукцион.

Что работало в минус: дресс-код, рассылка дилетантских предупреждений, что ме́ста в зале может не хватить, сложнейшая процедура регистрации (о ней — ниже), суббота и — в кои-то веки за последний месяц — хорошая погода. Работало — да не сработало: зал был битком набит. Человек 70–80, и все в костюмах, за что владелец аукционного дома и распродаваемой коллекции, который благоразумно отказался от мысли вести аукцион лично, поблагодарил гостей в краткой речи перед началом торгов.

В конце речи владелец заверил, что всё будет абсолютно честно, т. е. никаких «разгонов» со стороны аукционного дома, а также никаких резервных цен (дескать, даже не понимаю, что это такое) не будет — всё решит торг.

По части дресс-кода — да, первая победа налицо: в костюмах были даже те, кто, как заметили на одном из нумизматических форумов, не надевал его никогда, включая собственную свадьбу. Организационная часть была тоже на высочайшем уровне: такого количества персонала, помогающего при регистрации, на телефонах и проч., я не видел никогда, и все в форме — легко увидеть, если нужно; добавьте сюда фуршет и техническую часть: онлайн-трансляцию, мониторы во всех залах — за всё твердая пятерка с плюсом.

Надо признать, что и по части торга всё получилось. Проданы все 469 лотов — 100%-ная результативность. И это первый рекорд. Каждый лот уходил с торгом в десять — двадцать и бог его знает сколько еще шагов. Как правило, торговались человек пять, чаще десять и редко двое — трое. Участников на телефонах и заочных ставок почти не было, всё происходило в зале. Второй рекорд — продолжительность аукциона — восемь с половиной часов, с 16:00 до 00:30. И в следующий раз устроителям нужно сильно подумать над регламентом — может, начать пораньше, а может, разбить на несколько дней, но что-то нужно менять обязательно.

Эксперимент прошел, и он показал, что рынок жив, что купить за один доллар то, что стоит 5000 долларов, не получится, что халява (если на нее кто-то втайне и рассчитывал) не удалась. Да, до оценочных полумиллиона долларов цены тоже не поднялись, но до ста, двухсот и даже трехсот двадцати тысяч еще как поднялись. Когда за несколько секунд цена на лот 208, ту самую полтину 1843 года, дошла до 320 000 долларов и наступила пауза, прозвучала меткая фраза аукциониста: «А вот теперь настало время подумать». Кстати, правда: от старта до 320 тысяч думать было некогда, я сам, никогда не интересовавшийся нумизматикой, несколько раз поднимал было бид на сумме пять и десять долларов, но темп был такой, что в очередной раз, пока я поднимал карточку на 10 долларах, цена стала пятьсот, а пока опускал руку, цена уже перевалила за 3 000. Испугаться не успел, но решил после этого не поддаваться соблазну халявы.

Что еще важно сказать: в нынешних обстоятельствах к известному аукционному набору способов привлечения покупателей Восточно-Европейский Антикварный Дом, пожалуй, нашел верное дополнение. По имеющейся у меня информации, организаторы довольны результатом торгов, будут развивать этот опыт, будем надеяться, и на другие сферы торгов, включая живопись.

На что хочется особенно обратить внимание организаторов, так это на регистрацию. Мало того что нужно заполнить большую анкету с указанием паспортных данных и адреса, так еще и весь паспорт при этом сканируется, т.е. к личным данным вкупе с суммами покупок открывается доступ неограниченному кругу лиц. Это резко ограничивает круг участников, причем многих останавливает боязнь не только и не столько налоговых сложностей, сколько криминальных вариантов. И никакие уверения в конфиденциальности (которую, по здравом размышлении, просто нельзя гарантировать) тут не помогут.

Закончить хочется на оптимистической ноте. Очевидно, найден своеобразный и многообещающий вариант торгов. Мы с интересом будем за этим наблюдать, а то и участвовать: вдруг все-таки удастся купить за доллар то, что стоит сто тысяч? Азарт — штука заразная.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20130604_vead.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20130604_vead.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

ЭРТЕ (Тыртов Роман Петрович, 1892–1990) Bacchante (Вакханка). 1988 (52 × 16,5 × 17 см)

Текущая ставка325000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

БУРЛЮК Давид Давидович (1882–1967) Катание в санях. 1966 (20 × 25 см)

Текущая ставка100000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

ДЕЙНЕКА Александр Александрович (1899–1969) Танцующая девушка. 1951 (141 × 55 × 46 см)

Текущая ставка50000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».