Гравюры Альбрехта Дюрера на современном арт-рынке
ARTinvestment.RU   24 февраля 2022

Какие гравюры Дюрера самые дорогие и почему?

По всему миру продолжаются выставки, посвященные творчеству Альбрехта Дюрера: в 2021 году исполнилось 550 лет со дня рождения великого немецкого художника. До 27 февраля 2022 года в Национальной галерее в Лондоне проходит выставка «Приключения Дюрера: Путешествия художника эпохи Возрождения» (Dürer’s Journeys: Travels of a Renaissance Artist)». До 23 марта 2022 года в Эрмитаже открыта выставка гравюр Дюрера из собрания Эрмитажа, Российской национальной библиотеки, Государственной Третьяковской галереи, Ярославского художественного музея и ГМИИ им. А. С. Пушкина. В отличие от современников, Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, наследие Дюрера на арт-рынке доступно за счет гравюр по цене от нескольких тысяч до сотен тысяч долларов. Какие гравюры Дюрера самые дорогие и почему?

Альбрехт Дюрер считается одним из мэтров Северного Возрождения. Мастер объединял в себе таланты живописца, рисовальщика, гравера и исследователя. Именно Дюреру принадлежит первый достоверно атрибутируемый автопортрет художника. Именно он начал в своих работах объединять художественное наследие немецкой готики и современную ему итальянскую манеру живописи. Предложенные Дюрером модели шрифта антиква стали значительным вкладом в историю книгопечатания. Дюрер в основном работал в гравюре на дереве и на меди. Его эстампы уже при жизни разлетелись по всей Европе, обрели популярность, но появились и первые подделки. До сих пор гравюры Дюрера широко представлены в антикварной торговле.

В собственной мастерской Дюрер не препятствовал работе помощников «на стороне», поощрял их собственные художественные поиски, приветствовал образование — все это в целом было ново и необычно. Работники мастерской участвовали в выполнении заказов мастера, делали подготовительные рисунки для живописных работ художника, иногда даже подписывали рисунки мастера, расписывали второстепенные части алтарей.

Как читать аукционные и галерейные экспликации к гравюрам Дюрера?

Разберем пример с аукциона. На сайте в каталоге аукциона Christie’s рядом с названием гравюры «Святой Евстафий» в скобках указаны буквенные сокращения и цифры: фамилии исследователей, опубликовавших обширные каталоги произведений Дюрера (B — Bartsch, H — Hollstein, S. M. S — Schoch Mende Scherbaum), и порядковые номера сюжета в этих каталогах.

В 1808 году А. Барч (Bartsch) выпустил полный каталог гравюр Дюрера. В 1827 году Й. Хеллер систематизировал гравюры и опубликовал актуальный до сих пор список копиистов Дюрера. В 1932 году И. Медер, основываясь на исследованиях прошлого века, создал сводный каталог гравюр Дюрера, куда включил гравюры на меди, на дереве, гравюры сухой иглой и офорты. В 1954 году Ф. В. Г. Хольштейн опубликовал новый каталог гравюр Дюрера, основываясь на работе Медера, ввел новые имена копиистов. В 1996 году В. Штраус переиздал каталог Барча и включил туда только работы Дюрера, дополнив указателем копиистов, однако сегодня уже очевидно, что этот список нуждается в обновлении. В 2001–2004 годах Национальным музеем в Нюрнберге и коллективом авторов (Райнер Шох, Маттиас Менде, Анна Шербаум) издавался новейший каталог работ Дюрера, который также широко используется в качестве справочника коллекционерами и экспертами.

Помимо изучения эстампов, в экспертизе гравюры также важна бумага и водяные знаки. Однако отсутствие водяных знаков не свидетельствует о фальсификации гравюры. Некоторые подлинные отпечатки не содержат водяных знаков. Изображения водяных знаков приведены в соответствующих справочниках Б. Хаусманна, Медера, Штрауса и в сети Интернет.

В экспликации к этой гравюре Дюрера авторы аукционного каталога Christie’s обозначают оттиск как «ранний по типологии Медера b» (англ. early Meder b impression). Такие качественные и ранние оттиски редко появляются на арт-рынке. Ценность работы также повышается, если гравюра не была обрезана по контуру изображения. Стоит также иметь в виду, что с досок, созданных и датированных Дюрером, эстампы печатали и после смерти мастера. Сохранились сведения, что с дюреровских досок печатали вплоть до XVIII века. Некоторые доски дошли до нашего времени. Коллекционная ценность отпечатка зависит от времени, когда он был сделан.

Сколько стоят гравюры Дюрера?

Стоимость гравюр Альбрехта Дюрера колеблется на арт-рынке от несколько тысяч до нескольких сотен тысяч долларов. Произведение, созданное по гравюре Дюрера его копиистом, может стоить несколько сотен долларов.

Две ксилографии (гравюры на дереве) Дюрера «Носорог», выполненные с одной доски, были проданы на Christie’s и на Sotheby’s за $866 500 и £50 400 соответственно. Дюрер указывал дату создания доски, поэтому все оттиски с нее, вне зависимости от года их создания, датированы 1515 годом. С доски «Носорог» 1515 года в разное время было сделано 8 серий эстампов, тиражи их неизвестны, и на аукционах указывается номер серии. Разница в ценах обусловлена принадлежностью к разным сериям (более ранние эстампы встречаются реже). Гравюра стоимостью $866 500 принадлежит к первой из восьми серий, а та, что ушла за £50 400, — к четвертой или пятой серии. Очевидна разница в глубине изображения и в цвете. Кроме того, вторая гравюра обрезана и бытует без пояснительного текста.

Согласно анализу рекордов продаж, дороже всего покупатели готовы платить за гравюру «Адам и Ева» (1504): в десятку самых дорогих произведений Дюрера вошли четыре эстампа с этой доски.

В истории искусства самыми известными считаются так называемые «Мастерские гравюры» Дюрера — «три резцовые гравюры на меди “Рыцарь, смерть и дьявол”, “Святой Иероним в келье” и “Меланхолия”. Они не составляют серию, но между ними существует связь, поскольку в них сконцентрированы все основные мировоззренческие представления А. Дюрера и его эпохи о духовной жизни человека. Неоднократно возникали попытки объединить эти три гравюры в одну серию. В настоящее время специалисты не поддерживают эту идею, хотя все гравюры, несомненно, имеют общий смысл.

Первый лист символизирует активную жизненную позицию, второй — олицетворяет гармонию и самозабвенное посвящение науке, третий — творческие дерзания в попытке познать тайны природы» (germanprints.ru). Как показывает анализ рынка, они не являются самыми дорогими. В 2013 году оттиск «Меланхолии» на Christie’s в Нью-Йорке был продан за $530 500. В 2007 году гравюра «Рыцарь, смерть и дьявол» на Christie’s в Лондоне — за $519 446. В 2013 году на Christie’s в Нью-Йорке эстамп «Святой Иероним в келье» ушел с торгов за $362 500. Стоимость оттисков «Мастерских гравюр» копиистов Дюрера начинается от нескольких сотен долларов.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20220224_durer.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20220224_durer.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх