Художник недели: Александр Лозовой
На первом в 2023 году кураторском аукционе «XXI век. Современное российское искусство» выставлена работа Александра Николаевича Лозового «Огненные колесницы» (2009), выполненная в авторской технике с использованием монотипии и коллажа.
Год рождения: 1949
Направление: Экспрессионизм, абстракция
Вид искусства: живопись, монотипия, коллаж, монографии по теории изобразительного искусства
Александр Лозовой родился в 1949 году в Сухуме. В 1977 году в Ленинграде защитил кандидатскую диссертацию по психологии изобразительного искусства. Живет и работает в Москве.
Отец Александра Лозового — Николай Григорьевич Лозовой (1901–1992) в 1920-х годах учился у Филонова и Малевича, затем 15 лет был в ссылке. Автор воспоминаний о Филонове и Малевиче.
Лозовой никогда не состоял в каких-либо творческих союзах, объединениях или политических партиях. Его больше интересовала не конъюнктура художественного рынка, а чисто профессиональные и мировоззренческие проблемы.
В течение длительного времени Александр Лозовой разрабатывал свою собственную технологию нанесения и закрепления красочных пигментов на холсте. Яркость, прозрачность красок, присутствие многих несмешанных между собой пигментов на одном квадратном сантиметре поверхности картины — эта особенность отличает творения Александра Лозового от произведений других современных художников.
Среди современных художников Александр Лозовой — единственный непосредственный ученик известных русских авангардистов ХХ века. В 1960–70-е годы он учился в частной мастерской Варвары Бубновой (1886–1983). В 1912 году Бубнова вступила в «Союз молодежи», став постоянным экспонентом выставок объединения и сотрудником одноименного журнала. Познакомилась с В. В. Маяковским, Д. Д. Бурлюком, М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой, К. С. Малевичем, О. В. Розановой, В. Е. Татлиным и другими представителями авангардного искусства. Перевела с французского языка «Манифест футуристов». Участвовала в совместных выставках «Союза молодежи» с объединениями «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». Сотрудничала в ИНХУКе наряду с Василием Кандинским, Робертом Фальком, Любовью Поповой, Варварой Степановой, Александром Родченко.
Лозовой учился у Бубновой в течение двенадцати лет. Она была его учителем не только по живописи, но и в жизни. Бубнова знакомит его с В. Ситниковым и коллекционером Александром Глезером.
«Моё знакомство с Александром Лозовым относится к 1968 году, — писал Глезер. — Он, тогда ещё юношей, пришёл ко мне домой по рекомендации своего учителя художницы Варвары Бубновой и попросил ознакомиться с моей коллекцией картин художников, которые относились к неофициальному искусству и получили впоследствии название “нонконформистов”.
По словам самого Александра, это на него произвело значительное впечатление, которое во многом определило его дальнейшее творчество.
Через некоторое время после его первого посещения моей коллекции я познакомил Лозового с Оскаром Рабиным, работы которого особенно врезались в его память. Лозовой принес Рабину свои работы. Это были большие листы картона, записанные маслом и темперой. Многие из этих работ сохранились, и Александр через сорок лет помнит те мнения и замечания, которые были высказаны Рабиным и мною по поводу его творчества.
Работы Александра никак не соответствовали общепринятому тогда направлению в советском искусстве. Если он писал портреты, то это были экспрессивные и деформированные лица, композиции у него были тоже своеобразные. Систематически Александр представлял эти свои работы на различные выставкомы, но большей частью безуспешно. Александр не стал менять свою манеру и тематику, то есть писать о труде, героизме или идиллическом отдыхе при социализме. Делать какие бы то ни было работы на заказ Александр, даже если бы и очень захотел, всё равно не смог бы… Зная его импульсивный характер, я считаю, что было это просто невозможно. Да сам Александр общался с такими художниками, как Франсиско Инфантэ, В. Колейчук, И. Снегур, Б. Отаров, Э. Дробицкий. Справедливости ради нужно отметить, что к творчеству Лозового с пониманием относились художники из так называемого “левого крыла” Московского союза художников. Это в первую очередь Н. Андронов, Н. Егоршина, Н. Нестерова, Т. Назаренко, искусствовед М. Лазарев. Им он обязан <тем>, что время от времени его работы периодически появлялись на выставках, хотя членом союза художников он не являлся. О Лозовом я пишу в своих книгах: “Три этапа русского авангарда” (относя ого творчество ко второму этапу), “Русские художники в Нью-Йорке”. Лозовой также активно сотрудничает и выставляется в руководимом мною Музеем современного искусства (штат Нью-Джерси). Две картины Лозового приобрёл широко известный коллекционер неофициального русского искусства профессор Нортон Додж. Эти работы находятся в американском Zimmerly museum в штате Нью-Джерси».
Более чем сорокалетняя дружба связывает Александра Лозового и коллекционера и историка искусства Валерия Дудакова.
«Я знаю Александра Лозового давно, мы были соседями по дому на Кутузовском проспекте, граничившему с “брежневским”, — это место знает каждый москвич, — пишет Валерий Александрович. — Вместе радовались, вместе горевали, ходили на вернисажи! Он часто бывал в моей галерее “Новый Эрмитаж”, где я организовал в 2006 году выставку с его участием.
Я много раз убеждался в его неизменной доброжелательности, петербужской вежливости и порядочности. В его увлеченной, часто парадоксальной привязанности к “раздеванию” авторитетов, уважительных, но “свойских” суждениях об искусстве признанных мастеров, дружбе и симпатии к “маргиналам” мне чудится некая “фронда”. Лозовой занимается самыми различными вещами: рисует и занимается живописью, пишет книги и статьи по разным, часто отдаленным друг от друга проблемам и временам, озадачивается вопросами искусства, публикует мемуарную литературу и пишет сам воспоминания об отце, художнике Николае Лозовом, учителе живописи Варваре Бубновой, учителях отца и Бубновой, наконец, организует выставки и дискуссии.
В живописи он неутомимый экспериментатор. Стоит только посмотреть на видеоряд его работ, прочитать обо всех тех экзекуциях, которым он их подвергает, — от применения луковых соков, меда и концентратов дубовой коры до расплавленного свинца и поломанных мольбертов. В его масляных и акриловых “фовистских” работах можно явственно проследить влияние авангардистских течений начала XX века. И в этом он всегда находит опору, основываясь на высказываниях В. Матвея, В. Бубновой, П. Филонова, К. Малевича.
Все-таки доктрина авангарда остается ему внутренне чужда, в этом он сын своего отца. Мне кажется, старшему и младшему Лозовым всегда важно вчувствоваться в предмет, ситуацию, некоторую зрительную ассоциативность с изображенным. Отсюда часто важны для Лозового названия, выбираемые им для холстов, монотипий, коллажей, которые ему наиболее близки. В них можно вглядываться, а можно сопоставлять как кинематографический ряд, но в любом случае они не утеряют привлекательности. Увлеченный неожиданными техническими эффектами, получившимися отчасти сознательно, отчасти спонтанно, он все-таки выстраивает их в зрительный ряд, Диапазон их от искусства “примитивных” народов до авангарда и далее “шести-” и “семидесятников”. Саша Лозовой умеет с удивлением обнаруживать новое в себе и при этом удивлять нас. И в этом есть верный смысл для творца и зрителя».
В 1980-х годах Лозовой познакомился с профессором Университета Южной Калифорнии Джоном Боултом и его супругой, также специалистом по русскому искусству Николеттой Мислер. Поводом послужила публикация Боултом в журнале «Эксперимент» воспоминаний Николая Лозового, отца художника, о Филонове. С тех пор не прекращается их творческое сотрудничество.
«Творчество Лозового можно смело назвать кинетическим искусством, так как все его картины, монотипии и коллажи, символические и предметные, пронизаны движением, — отмечает Джон Боулт. — В его работах люди стремительно движутся, формы сталкиваются, поверхности пересекаются. Все это — словно яркий калейдоскоп, рождающий энергию, высвобождающий силу, обостряющий чувства. Его композиции — не просто танец рисунка. Не столько содержание и технические средства создают визуальный эффект произведений, а спонтанность, и интуиция — вот что бросается в глаза зрителей.
Возможно, вся эта насыщенная гамма цветов и головокружительных образов — своеобразный отклик на пребывание в Сухуме, откуда он извлек красоту преломления света и экзотику юга.
Искусство Лозового звучит подобно импровизации, как музыкальное произведение без начала и конца. Это рождение “внутреннего звука”, прорывающегося сквозь материальность всех красок, карандаша, холста, бумаги, звука, переносящего в мир неведомой тишины. Лозовой совершенствует монотипии, предлагая иной эстетический подход к созданию. На многих монотипиях и коллажах изображены колоритные полосы, полоски и полосочки, что несомненно ассоциируется с музыкальным ритмом в цвете. Для этого художника рисунок, монотипия или коллаж не является предметом прикладного искусства. Его произведения не украшательские, а глубоко философские. С одной стороны, пестрота и жизнеспособность мира, с другой — напоминание о порядке, заключенном в диссонансе. Лозовой подрывает и разрушает ложную структуру мировосприятия, чтобы напомнить нам о высоком, возвращая нас к первооснове спутанных форм, где человеческие установки, ориентиры и взгляды не имеют значения. Поэтому коллажи из монотипий Лозового подобны калейдоскопу; разглядывая и оценивая их с разных точек зрения, зритель сталкивается с истиной, которую они демонстрируют: единственная постоянная вещь — это непостоянство».
Работы Александра Николаевича Лозового находятся в Государственном Русском Музее (Санкт-Петербург), Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва), Музее современного искусства (Москва), в Историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим» (г. Истра, Московская область), Ярославском художественном музее, Архангельском областном художественном музее, в Музее Циммерли, в Нью-Брансуике, США, в других музеях и частных собраниях.
Александр Лозовой — автор книг и статей по изобразительному искусству. В частности, один из авторов публикаций и комментариев к 1-му и 2-му томам книги «Малевич о себе. Современники о Малевиче» (2004), публикации «О чём молчал Филонов» (Experiment, Los Angeles, 2005), книги «Ошибки великих мастеров. Закат реализма» (2008, 2016), монографии «Варвара Бубнова» (1984), книг «Техника монотипии» (2010, совместно с К. В. Безменовой), «Цитаты Ветхого Завета» (Сан-Франциско, 2011) и др.; автор телевизионных фильмов: «Театр одного художника. Варвара Бубнова» (1996), «Восток. Восток. Япония и русский авангард» (2000); автор повестей «Балканский коллаж», «История одного заикания», «Казимир Малевич. Объект районного значения». С 2014 года систематически публикуется в литературном альманахе «Клуб N»; член Московского союза литераторов (2015). Консультациями и советами для своих монографий по теории искусства Александр Лозовой во многом обязан Валерию Александровичу Дудакову и Джону Боулту.
Согласно данным базы аукционных продаж AI, произведения художника около 100 раз выставлялись на аукционах в России, Европе и США.
На правах рекламы
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20230109_lozovoy_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20230109_lozovoy_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.