Art Investment

Художники и цены

Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»

Каталог аукциона ARTinvestment.RU № 527 и аукциона «Икона и скульптура в православном искусстве».

Окончание аукциона в пятницу, 26 апреля, в 12:00.

Комиссионный сбор с покупателей составляет 18 %.

К последней четверти XVI века относится ростовой образ «Святитель Николай Чудотворец Можайский». Святой представлен с мечом в правой руке, охраняющим город с храмом, который он держит в левой руке. По сторонам от святителя в медальонах изображены Христос и Богоматерь, подающие ему знаки епископского сана — Евангелие и омофор. Это «Никейское чудо», нередко изображавшееся на различных иконах Николы. Фигура святителя представлена на голубом фоне в красной трехлопастной арке с острым килевидным завершением. Позем неровный в виде гор, фигура стоит на подножии.

Данная иконография воспроизводит деревянный резной скульптурный образ XIV века, почитавшийся в Можайске (ныне хранится в собрании Третьяковской галереи). Фон и арка воспроизводят киот, в котором помещалась деревянная скульптура. Опиленные края доски указывают, что первоначально икона имела клейма со сценами жития святителя Николая. Икона происходит из Сольвычегодска, но стройные пропорции фигуры, классический рисунок и мягкий колорит, построенный на сочетаниях тонко подобранных неярких оттенков красок, сближают ее с работами московских мастеров позднего XVI века, работавших при царе Борисе Годунове. Владевшие Сольвычегодском Строгановы не только имели собственных иконописцев, но и нередко делали заказы лучшим столичным живописцам своего времени.

К XVII веку относится икона «Богоматерь» из Деисусного чина. Мария традиционно представлена в молитвенном обращении ко Христу, чей образ стоял в центре ряда. На XVII век указывает плотный охристый фон с крупными черными декоративными монограммами (сокращенной греческой надписью «Матерь Божия»), определенная объемность фигуры с тяжелыми складками ниспадающих одежд, рельефно написанные разбеленным тоном лик и руки. Приземистые пропорции и упрощенная моделировка одежд говорят об исполнении иконы в провинциальной мастерской. Однако в укрупненных руках и чертах лика заметна напряженная выразительность. Икона не лишена живописной красоты: нимб сочетается с золотыми нарукавниками, а ярко-красная обувь с темно-синим хитоном и темно-зеленым поземом. Оранжевый оттенок личного письма с густыми мазками белил характерны для иконописи Ярославля. Не исключено, что икона была создана мастерами, связанными с этим центром или, во всяком случае, с Поволжьем.

Из барочного иконостаса второй половины XVIII века происходит написанная для фигурного картуша икона «Тайная Вечеря», располагавшаяся в центре над Царскими вратами. Икона изображает установление Христом таинства Евхаристии на прощальном пасхальном ужине (вечере) с учениками перед Его смертью. Композиция иконы восходит к венецианским образцам позднего Возрождения, предварившим стиль барокко. Они воспроизводились в гравюрах, которые широко использовались русскими иконописцами XVIII века.

Темный фон, переливающиеся золотом складки одежд, выделенный светом стол с чашей создают особое мистическое настроение, характерное для барокко. Первоначально нимбы на иконе были написаны на католический манер в виде дисков над головами, но позднее заменены традиционными золотыми сферическими. От европейских образцов унаследованы смелые ракурсы фигур переднего плана. Апостолы представлены в смятении, вызванном словами Христа: «Один из вас предаст Меня» (Мф. 26:21). Христос представлен в центре стола, Его фигура выделена на фоне зеленого занавеса. Апостол Иоанн склонился к любимому учителю. Господь подает причастие в виде католической облатки Иуде-предателю, который сидит спиной ко зрителю и не имеет нимба. Между ними происходит диалог, что усиливает драматизм сцены. Икона происходит из подмосковного Дмитрова. Ее искусная живопись, яркие цвета одежд и натуралистичные лики указывают на работу московского художника.

В XVIII веке в России широко распространяется полихромная деревянная скульптура, украшавшая иконостасы или игравшая роль самостоятельного моленного образа. В отличие от деревянных скульптурных икон допетровского времени новые произведения следовали языку европейской барочной скульптуры, также нередко имевшей яркую раскраску, подчеркивающую ее натурализм. Такова представленная статуя «Пророк и креститель Иоанн Предтеча».

Святой, согласно Евангелию, изображен в одежде из верблюжьего волоса и кожаном поясе. Поверх них наброшен короткий темный плащ. Обнаженные руки, ноги и часть груди указывают на аскетическую жизнь подвижника в пустыне. Лик Иоанна с длинными волосами напоминает лик Христа — Иоанн был на полгода старше Спасителя. В левой руке пророк держит древко с крестом — символом его проповеди об Иисусе, Агнце Божием, «который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Полихромная скульптура получила большое распространение в Великом Устюге, Перми и других городах Русского Севера. В статичности позы и открытости приветливого лика святого проявился народный вкус, отличный от холодной отстраненности столичных произведений. Представленная статуя могла входить в состав многофигурной композиции.

Самобытное произведение конца XVIII века представляет икона «Избранные святые», изображающая равноапостольных учителей словенских Кирилла и Мефодия, святителя Николая, благоверного князя Александра Невского и равноапостольную Марию Магдалину.

Преподобный Кирилл при жизни был известен как Константин-философ, принявший постриг незадолго до смерти. Он держит в руках азбуку, созданную им вместе с братом для перевода Святого Писания и богослужения на славянский язык. Его брат Мефодий стал епископом, он представлен в святительских облачениях с Евангелием и большим крестом в руках. Облик святителя Николая традиционен. Мария Магдалина, ученица Христа и горячая проповедница христианства, упомянута в Евангелии, где сказано, что Иисус изгнал из нее «семь бесов». Мария вместе с другими женщинами не побоялась участвовать в погребении Христа после распятия и одной из первых встретила воскресшего Господа. Иконография Александра Невского следует требованиям, принятым со времени Петра Первого. Он изображен с регалиями императорской власти: в короне западной формы и мантии с горностаем. В руках князя короткий меч и небольшое знамя — лабарум. Очевидно, иконописец уменьшил эти предметы, чтобы они не заслоняли соседние фигуры. При этом триумфальная фигура князя, ставшего покровителем новой столицы, Санкт-Петербурга, занимает на иконе центральное положение.

Художественный язык иконы укоренен в старой иконописной традиции и самобытен. Красивый колорит с тонким сочетанием синего фона, разноцветных облаков и лучей вокруг Христа, нежных и выразительных оттенков одежд святых показывает большой талант художника. Приемы, восходящие еще к образцам XVII века, совмещены здесь с признаками конца XVIII века, когда барочная динамика уступила место простоте и ясности классицизма.

Икона «Преподобный Сергий Радонежский, с житием» относится к первой трети XIX века (см. Экспертное заключение ЦМиАР от 13 апреля 2023 года, № 508) и была исполнена в Костроме. Поясная фигура преподобного в среднике с образом Святой Троицы в облаках следует старым, почитаемым образцам. В сценах жития проявились новшества своего времени и индивидуальный подход иконописца. Изображены необычные детали обстановки, а в руках самого Сергия — четки. Редки сцены «Возглашение в храме во время Литургии», «Раздача имения» и «Пришествие Смоленского архимандрита Симона». Пейзаж с густым лесом, архитектурные строения и интерьеры келий и церквей еще сохраняют преемственность с XVIII веком, но гладкий золотой фон, высветленный холодный колорит с голубыми, серыми и розовыми тонами, ясность композиций и размеренность движений указывают на эпоху классицизма.

Огромное распространение в XVIII–XIX веках получили деревянные статуи и статуэтки преподобного Нила Столобенского, основателя Нило-Столобенской пустыни на острове Столобный на озере Селигер. Такие резные фигуры небольшого размера раздавались паломникам в качестве икон преподобного, более крупные создавались для церквей и часовен. Они изображают монашеский подвиг Нила: преподобный никогда не ложился и отдыхал стоя, опершись на вбитые в стену деревянные костыли. Святого изображали со склоненной на грудь головой, погруженным в молитву и созерцание. Такие лаконичные фигуры, имеющие строгую раскраску в черный цвет монашеского облачения с белым крестом и надписями на аналаве, представляют необычное явление русской церковной культуры. Представленное изображение преподобного Нила имеет довольно большой размер и могло предназначаться для часовни или храма.

В конце XIX века, возможно мстёрским иконописцем, была написана икона «Мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест». Они приняли мученическую смерть за исповедание Христа на рубеже III–IV веков при римском императоре Диоклетиане в городе Севастии в Армении. Святой Авксентий был священником — он изображен в центре композиции как наставник других мучеников, которые представлены в мирских одеждах и воинских доспехах. Святой Евстратий был военачальником и градоправителем, но тайно принял христианство. Он открыто исповедал свою веру, видя стойкость Авксентия и других мучеников.

Икона отличается тонким профессиональным письмом, с особым вниманием к проработке выразительных вдохновенных ликов, написанных с интенсивным разбелом, подчеркивающим объем. Мученики держатся с достоинством, их взгляды слегка приподняты ко Христу, изображенному в небесах.

К этому же времени и близкому кругу мастеров относится икона «Мученики Гурий, Самон и Авив». Святые также пострадали при Диоклетиане в городе Эдессе в Сирии. Старец Гурий представлен в центре, слева от него средовек Самон, а справа юный диакон Авив. Как и на предыдущей иконе, в небесах изображен благословляющий мучеников Христос.

Одежды святых переливаются тонким золотопробельным письмом. Их головы склонены друг к другу, а лики исполнены более мягким охрением. Образы отличаются внимательными кроткими взглядами, устремленными друг на друга или к молящемуся. Фон исполнен с тонкой цветовой растяжкой.

В начале XX века в Москве исполнена чрезвычайно тонкая по живописи и графике икона «Предста Царица одесную Тебе». Этот иконографический тип основан на образе из 44 псалма, где говорится о царе и его невесте. Царь символизирует Христа Спасителя, а царица — Церковь, невесту Христову. Ее олицетворяет Богоматерь, образец высшей святости и непорочности. Пророк Иоанн Предтеча присутствует как «друг жениха», как он сам говорил о себе в Евангелии.

Данная иконография возникла в XIV веке и пользовалась большой популярностью в XVI–XVII веках. Представленная икона ориентирована на образцы раннего XVII века. В ней проявилось виртуозное владение рисунком и орнаментом. Тонкие складки одежд испещрены золотом, царские ризы Христа и детали его трона покрыты тончайшими орнаментами по золоту и серебру. Лики написаны в сдержанной манере, коричневатый тон выделяет их среди пестрого окружения.

В начале XX века была написана икона «Преподобный Серафим Саровский». Канонизация этого знаменитого русского подвижника XIX века произошла в 1903 году. Икона крупного размера, очевидно, предназначалась для храма.

Преподобный Серафим изображен по сложившейся традиции в священнической епитрахили, с благословляющей правой рукой и четками в левой. Икона исполнена в академической манере с живым, внимательно исполненным ликом святого. Фон и поля иконы покрывает тисненый по левкасу позолоченный орнамент из растительных и геометрических мотивов, характерный для иконописи начала XX века. Нимб оформлен в виде сияния из тонких лучиков, окружающих голову преподобного и подчеркивающих его взгляд.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/aiauction/20240422_auctionAI_ikona.html
https://artinvestment.ru/en/invest/aiauction/20240422_auctionAI_ikona.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».