Art Investment

Художники и цены

Аукцион «Русская икона»

В Мстёре была написана икона «Успение Пресвятой Богородицы» в древнем иконографическом типе «Облачное Успение», иллюстрирующем предание о том, как двенадцать апостолов собрались из разных стран в Иерусалим, чтобы проститься с умирающей Девой Марией. Сверху изображены апостолы, летящие на облаках вместе с ангелами. Снизу в более крупном масштабе представлено само Успение: скорбящие апостолы и три епископа прощаются с Богоматерью. В меньшем масштабе дана сцена с иудеем Авфонией, который хотел помешать погребальной процессии, но его руки отсек ангел. Над смертным одром невидимо явился Христос, принимающий душу Матери в виде спеленатого Младенца. Склонившиеся ангелы держат в руках свечи. Выше представлено вознесение Богородицы на небо: по преданию, на третий день апостолы не нашли Ее тела в гробнице. Небо изображено в облаках в виде райского сада. Композиция повторяет иконографию московских икон конца XV века, в том числе произведений Дионисия, но стиль следует декоративности мстёрских икон. Разноцветные одежды прописаны золотом. Мандорла (божественное сияние) вокруг Христа оранжево-розовое с темно-синей внешней сферой, прихотливо клубящимися облаками и солярными мотивами — спиралями. Иерусалим представлен в виде богато орнаментированных палат с щипцовыми кровлями. Золотой фон и нимбы украшены тисненным по левкасу орнаментом с цветными вкраплениями, имитирующими эмали.

Икона «Апостол Иоанн Богослов в молчании, с избранными святыми» написана уроженцем села Палех мастером Михаилом Иудиным в 1866 году в Санкт-Петербурге. Михаил Иудин входил в мастерскую известных иконописцев того времени Пешехоновых, стремившихся следовать принципам древнерусской иконописи как прямого наследия Византии. Это отвечало общей переориентации культуры с западных образцов на национальное прошлое и православную традицию. Однако сюжет иконы соответствует образцам XVII века. Евангелист Иоанн представлен в благоговейном молчании, поднесшим пальцы к устам. Перед ним стол с натуралистично изображенной чернильницей, в левой руке открытое Евангелие с началом написанного им текста: «В начале бе Слово…» За спиной Иоанна ангел, олицетворяющий Софию Премудрость Божию, внушающую ему богооткровенный текст. Перед евангелистом его символ — орел. На полях иконы многочисленные избранные святые, включая благоверного князя Александра Невского, представленного в княжеских (или царских) одеждах с мечом. Его костюму приданы древнерусские черты, хотя соболий воротник выдает обычаи императорской России. Гладкое письмо иконы с тонко выписанным ликом и отполированным золотом соответствует столичным вкусам. На обороте имеется вкладная надпись купца 1-й гильдии Ивана Алексеевича Дурдина. Он владел пивоваренным заводом в Санкт-Петербурге, был поставщиком Императорского Двора. Икона была вложена им в Екатерининскую церковь, прихожанином и старостой которой он был. Святые на полях соименны членам семьи И. А. Дурдина, а Иоанн Богослов — его собственный покровитель.

Образ «Пресвятая Богородица Печерская, с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими» имеет на обороте владельческую надпись о ее приобретении в 1895 году в Киеве. Композиция повторяет древнюю святыню Киево-Печерской Лавры, известную по списку XIII века из Свенского монастыря под Брянском (ныне в Третьяковской галерее). В строго фронтальной фигуре сидящей Богоматери угадывается византийский прототип. Младенец Христос благословляет двумя руками как Великий Архиерей. Жившие в XI веке основатели Киево-Печерской обители преподобные Антоний и Феодосий представлены со свитками своих изречений. Их облик индивидуален и отчасти сохраняет портретные черты, заметные на иконе XIII века. Но барочные детали композиции — форма трона, парящие херувимы, золотые лучи, исходящие от Богоматери, как и стиль письма, характерны для киевской иконописи. В скругленных верхних углах орнаментированной рамы уже угадывается наступающий стиль модерн.

Вероятно, в Москве написан образ честной главы святого Иоанна Предтечи. Согласно Евангелию, пророк был посажен в темницу царем Иродом, но обезглавлен по наущению его жены Иродиады, ранее бывшей замужем за братом Ирода. Иоанн обличал царя за этот незаконный брак. Однажды на пиру дочь Иродиады Соломея танцевала и угодила царю. В награду, по наущению матери, она попросила принести на блюде голову Иоанна. Честная глава пророка почиталась как святыня. В церковном календаре есть три праздника Обретения главы Иоанна Предтечи. Со временем ее перенесли в Константинополь, где она находилась в Студийском монастыре. Святыня попала в Западную Европу после Четвертого крестового похода. Икона с натуралистичным изображением мертвой отсеченной главы на блюде следует именно западным барочным образцам живописи и скульптуры, распространившимся в России XVIII — начала XIX века. Тонкое, деликатное письмо, спокойная композиция, умиротворенное выражение лика без нарочитой экспрессии указывают на создание иконы в первой половине XIX века.

Одна из самых интересных икон — «Благовещение Пресвятой Богородицы», необычная как по иконографии, так и стилю. Композиция следует развернутому варианту, сложившемуся в XVII веке и известному в том числе в монументальной живописи. Сверху представлена сцена на небесах: Господь Саваоф (Бог Отец) посылает архангела Гавриила возвестить Деве Марии о рождении от Нее Христа. Ниже в небольшом медальоне изображен Святой Дух в виде голубя, нисходящий на Богородицу. Само Благовещение разделено на несколько эпизодов. В центре иконы, на фоне горок, за строениями, изображено Благовещение у колодца в саду, предшествовавшее диалогу в доме Марии. Ниже с левой стороны представлен ожидающий архангел, справа — само Благовещение. Гавриил возвещает Марии о рождении от Нее Спасителя, а Она дает согласие на это служение. Красная пряжа в руках Марии символизирует плоть зачавшегося в Ней Младенца Христа. Вопреки сложности композиции, строгая сдержанная поза стоящей Богородицы повторяет икону XII века «Устюжское Благовещение» (Третьяковская галерея), находившуюся с XVI века в Успенском соборе Кремля. Необычен стиль исполнения иконы — с нарочито объемными, пастозно вылепленными ликами с утрированным рисунком глаз, носов и губ. Он вызывает ассоциации с искусством Русского Севера. Возможно, икона создана старообрядцами Прибалтики.

В Центральной России в XIX веке написана «Седмица», представляющая расширенный вариант этой распространенной иконографии. Деисус (греч. моление) здесь дополнен образами трех вселенских святителей — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, а также святителя Николая Чудотворца. У ног сидящего на престоле Спасителя коленопреклоненные преподобные — надписи, называющие их именами библейских праотцев, более поздние. Возможно, здесь изображены Зосима и Савватий Соловецкие или, например, Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский. В небесах над Христом представлен Бог Отец в окружении ангелов и нисходящий Святой Дух — таким приемом иконописец ввел в композицию образ Святой Троицы. На полях представлены избранные святые. Стиль ориентирован на живопись XVII века, но не вполне однороден. Разноцветные фоны в среднике и на полях вокруг святых имеют тональную растяжку. Клубящиеся облака, переходящие с полей в средник, выделяются большей живописностью по сравнению с условным стилем фигур. Колорит верхней части композиции близок иконописи Поволжья.

Чрезвычайно архаичен созданный в конце XIX века в Поволжье трехстворчатый складень: Деисус, Святая Троица, Благовещение. Ростовые фигуры молящихся Богоматери и Иоанна Предтечи предстоят поясному, масштабно увеличенному образу Христа. В фигурном навершии изображена Святая Троица с подносящими гостям угощение Авраамом и Саррой. На боковых створках сверху изображено Благовещение: слева благовествующий архангел Гавриил, справа Богородица. Их фигуры причудливо обрамлены строениями, превратившимися в орнамент. Письмо Деисуса строго и сдержанно: темно-зеленый фон, умеренные серебряные и золотые разделки одежд, лаконично, но выразительно исполненные светлые лики — белилами по светло-коричневой подкладке. В укороченных пропорциях фигур предстоящих видно народное простодушие исполнителя, но фигура Христа выделяется утонченными пропорциями рук и лика с высокой шеей, но могучим торсом.

В конце XIX — начале XX века написана ростовая икона святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. Икона имеет полукруглое завершение с плечиками и предназначалась для киота или местного ряда небольшого иконостаса. Образ исполнен в академической манере, испытавшей влияние живописи передвижников и уже имеющей некоторые признаки модерна — декоративное оформление княжеских одежд с характерным утонченным сочетанием цветовых оттенков. Однако икона не копирует известные произведения В. М. Васнецова, а представляет собой авторское прочтение сложившейся в то время иконографии. Владимир высоко держит Крест Христов — символ спасения. Особенно выразителен вдохновенный лик святого князя, поднявшего глаза к небу.

В начале XX века в Москве написана «Богоматерь Феодоровская». Этот Костромской чудотворный образ считался покровителем династии Романовых, с чем связаны многочисленные списки с него, особенно популярные в этот период. В 1913 году праздновалось 300-летие правящей династии. Икона выдержана в строго традиционном стиле и демонстрирует новое, более осознанное обращение к подлинным древнерусским произведениям. Сдержанный темный колорит соответствует представлению о древних иконах до того, как начались и стали известны их реставрационные раскрытия. Несмотря на это в трактовке ликов, одежд, орнаментов и надписей присутствует много тонкого эстетизма, свойственного модерну.

Народное искусство Центральной России начала XX века представляет трехчастная икона «Богоматерь Иверская. Богоматерь Владимирская. Святые мученики Гурий, Самон и Авив». Для народной среды характерно сочетание в одной иконе нескольких сюжетов, в том числе двух почитаемых образов Богоматери в типе Одигитрии (Иверская) и Умиления (Владимирская). Над ними между двух арок изображен взрослый Христос Вседержитель. Представленные ниже мученики широко почитались в народной среде как покровители брака. Возможно, замысел иконы отражает молитву супругов о чадородии. Своеобразный колорит с преобладанием «византийских» оттенков сиреневого, пурпурного, бирюзово-зеленого отражает влияние модерна. Об этом говорит и орнамент фона и полей иконы.

В Троице-Сергиевой лавре в начале XX века исполнен небольшой поясной образ преподобного Сергия Радонежского — самого почитаемого русского святого. Приемы исполнения иконы характерны для своего времени: орнаментированный золотой фон с декоративной рамкой, золотопробельное письмо мантии преподобного. Большое внимание иконописец уделил синему аналаву с изображением Голгофского Креста. Хотя икона относится к широко распространенным раздаточным образам, лик и руки святого написаны тщательно, с развитой цветовой и тональной моделировкой. Благодаря тонкому искусному письму удалось передать характерный для икон преподобного Сергия внимательный, исполненный доброты взгляд.

Чуть раньше, в конце XIX века в Москве написана икона с избранными святыми «Великомученик Пантелеимон Целитель, преподобные Иоанн Многострадальный и Моисей Угрин, мученица Фомаида Александрийская». Состав святых либо отражает состав семьи заказчиков, либо указывает на их молитвенные пожелания, о чем говорит присутствие на иконе образа святителя Пантелеимона. Тонкое искусное письмо сочетается с оригинальностью цветового и декоративного решения иконы. Она лишена цветовой сдержанности. Обилие оттенков зеленого на фоне, поземе, одеждах святых, а также в изображении небес с Христом Вседержителем сочетается с тончайшими линиями золотых пробелов. Иконописец заставляет каждый раз играть золото по-разному в зависимости от цвета, с которым оно сочетается.

Тогда же в конце XIX века, но не в Москве, а в Центральной России написан деисусный чин из трех поясных икон. Богоматерь и Иоанн Предтеча изображены со свитками молитв ко Христу. Пророк также представлен с Евхаристической чашей, в которой лежит Младенец Христос — Жертвенный Агнец, берущий на себя грехи мира. Чрезвычайно необычны добавленные на полях всех трех икон избранные святые с дважды повторенным образом Ангела Хранителя, Казанской иконой Богоматери и даже образом Святой Троицы в нижних углах. Верхние поля икон при этом оставлены пустыми, что подчеркивает важность центральных фигур. Такое свободное обращение с иконографией указывает на личный характер заказа.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/aiauction/20240222_Icons.html
https://artinvestment.ru/en/invest/aiauction/20240222_Icons.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

ГУДИАШВИЛИ Ладо (Владимир Давидович, 1896–1980) Циала с птицей. 1974 (29 × 21 см в свету)

Текущая ставка20000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович (1817–1900) Корабль в море. Конец XIX века (11 × 8,6 см)

Текущая ставка2300000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

ЛЕБЕДЕВ Владимир Васильевич (1891‒1967) [На ринге] (30,2 × 39,3 см)

Текущая ставка50000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».