Art Investment

Художники и цены

Аукцион «Пять веков. Русская икона XVI–XХ веков»

Самая древняя из представленных икон, «Богоматерь Владимирская», была создана в третьей четверти XVI века, в период царствования Ивана IV Грозного. Небольшая икона-пядница представляет список с древнего чудотворного образа, хранившегося в Успенском соборе Московского Кремля (ныне в церкви Николы в Толмачах при Третьяковской галерее). Такие списки служили для частной, домашней молитвы. После смерти человека икону могли вложить в известный храм или монастырь. Фигуры, несмотря на небольшой размер, наделены могучей пластикой. Черты лика Девы Марии сохраняют нежную изысканность протографа, но наделены физической мощью: изогнутый нос наделен массивным кончиком, выразительно проведены веки печальных полусомкнутых глаз. Объем уверенно вылеплен почти монохромным вохрением. Живопись еще сохраняет легкость исполнения и некоторую прозрачность, под санкирем просматриваются уверенные линии подготовительного рисунка. Приглушенный колорит и утрированные черты ликов, придающие образам драматизм, характерны для памятников 1560-х годов. Хотя оклад иконы состоит из более поздних разновременных пластин, он в целом соответствует типу окладов XVI века и не диссонирует с изображением.

Икона «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие», несмотря на остатки прописей XIX века и современную антикварную реставрацию, сохраняет черты стиля первой половины XVII века. Преподобные представлены в молении Христу на фоне созданного ими монастыря. Стройные фигуры святых обладают точеными силуэтами. Черты ликов тонкие, мелко прописаны горки и монастырь в нижней части композиции. Темная плотная охра фона выделяет золотые надписи, цветные одежды святых, нежно-розовые горки и белоснежные строения монастыря. Разбеленная моделировка ликов по коричневому санкирю характерна для иконописи первой половины XVII века. Этому времени свойственны декоративная плоскостность композиции и плотная окраска одежд. Икона могла быть создана на Севере в самом Спасо-Преображенском Соловецком монастыре. Но высокий уровень исполнения следует образцам московской иконописи времени царя Михаила Фёдоровича и первых лет Алексея Михайловича Романовых.

Трехрядная икона «Воскресение Христово (Сошествие во ад) и Распятие со Святой Троицей и избранными святыми» была создана на Севере ближе к концу XVII века. Изображены вселенские и русские святые, представляющие Москву, Великий Новгород, Суздаль, Русский Север. Памятники такой усложненной иконографии встречаются в искусстве Заволжья, в том числе Вологды конца XVII — начала XVIII века. Возможно, икона была создана в Вологодских землях. Местный иконописец повторил приемы Поволжской живописи последней четверти XVII века — взвихренные концы драпировок с многократно повторенными изгибами ткани. Расширенные силуэты фигур преподобных, натуралистичное изображение тела распятого Христа и приемы письма ликов указывают на влияние повсеместно распространившегося живоподобия, переданного здесь в упрощенном виде. Несмотря на скромность колорита, обусловленную возможностями иконописца, заметно желание передать красочность образцов искусства Поволжья.

Непосредственно к поволжским памятникам относится созданный в Костроме «Кузов-складень с иконой Богоматери Феодоровской». Хотя вложенная в него икона более позднего времени — конца XVIII века, сам складень создан в первой половине XVIII века, возможно, ближе к началу столетия. Список Феодоровской иконы — древней святыни Костромы, ставшей покровительницей династии Романовых, — исполнен в скромной, преимущественно графической манере. Совершенно иначе написаны сцены на створках складня, преимущественно посвященные Богоматери. В верхней части представлен «Собор Богоматери», где волхвы, пастухи, ангелы и даже неодушевленный мир приносят дары родившемуся от Нее Христу. Преподобные гимнографы Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский приносят Богородице сочиненные ими песнопения. Необычно включение других святых — преподобных и апостолов. «Благовещение» традиционно изображено на двух створках. В «Повале» Богородицу воспевают ветхозаветные пророки, а в сцене «Жены-мироносицы у Гроба Господня» среди них также представлена Дева Мария. Слева, очевидно, изображены соименные святые заказчиков, а справа прославившийся в конце XVII века в Москве образ Богородицы «Всех скорбящих Радость». На работу костромского мастера указывает насыщенное сочетание темно-зеленых, красных, розовых и лилово-коричневых тонов. Горки мелко испещрены сложно написанными уступами-лещадками.

Икона «Преподобный Сергий Радонежский, с житием» также исполнена в Костроме, но уже в первой трети XIX века (см. Экспертное заключение ЦМиАР от 13 апреля 2023 года, № 508). Поясная фигура преподобного в среднике с образом Святой Троицы в облаках следует старым, почитаемым образцам. В сценах жития проявились новшества своего времени и индивидуальный подход иконописца. Изображены необычные детали обстановки, а в руках самого Сергия — четки. Редки сцены «Возглашение в храме во время Литургии», «Раздача имения» и «Пришествие Смоленского архимандрита Симона». Пейзаж с густым лесом, архитектурные строения и интерьеры келий и церквей еще сохраняют преемственность с XVIII веком, но гладкий золотой фон, высветленный холодный колорит с голубыми, серыми и розовыми тонами, ясность композиций и размеренность движений указывают на эпоху классицизма.

Икона «Троица Новозаветная (Отечество)» создана в первой половине XIX века старообрядческим мастером из Ветки. Об этом говорит традиционная иконография, сложившаяся в XVI–XVII веках, и дониконовский вариант написания монограмм «IС» «ХС». Бог Отец «Господь Саваоф» представлен в виде старца «Ветхого денми», Бог Сын в виде сидящего у Него на коленях отрока Эммануила, Святой Дух в виде голубя исходит от Отца на Сына. Для Ветки характерен звонкий колорит и повышенная декоративность. Золотой фон покрыт лучами света с зигзагами и волнистыми линиями. Приемы письма ликов и одежд в целом ориентированы на иконопись XVII века, но использованы новые искусственные краски XIX века нарочито ярких оттенков, в особенности синие и красные.

Прекрасно сохранившимся образцом иконописи другого старообрядческого центра, Сызрани, середины XIX века является икона «Воскресение Христово — Сошествие во ад, с Ангелом-Хранителем и избранными святыми на полях». Композиция следует иконографии, сложившейся в XVII веке. Снизу представлен Христос, попирающий врата ада. Он выводит праведников из изображенной слева адской пасти. Святые восходят вереницей к белым вратам рая в правом верхнем углу. В верхней части Христос повторно изображен восстающим из гроба. Слева — сцена с апостолом Иоанном, склонившимся ко гробу с пустыми пеленами, справа внутри рая — вошедший туда прежде Христа раскаявшийся разбойник и вознесенные на небеса Енох и пророк Илия. В правом нижнем углу явление Христа апостолам после Воскресения на озере Тивериадском. Для Сызрани характерна тонкая золотая орнаментированная рамка, идущая по лузге. Лики написаны почти чистыми белилами, что распространено в иконописи XIX века.

Принципиально иной художественный мир представляют две небольшие иконы, исполненные маслом. «Богоматерь Милующая (Достойно есть)» представляет список с древней иконы X (?) века, почитающейся в Успенском храме монастыря Протат в Карее на Афоне. Образ именуется Елеусой, то есть Милующей, что указано в надписи на фоне представленной иконы. Название «Достойно есть» возникло благодаря преданию о явлении ангела перед иконой, воспевшего это песнопение. Иконография образа совпадает с другой древней святыней — Киккской иконой, почитающейся на Кипре. На списках афонского образа, во множестве распространившихся по России во второй половине XIX — начале XX века, повторены детали, изображенные на окладе иконы: свиток с текстом песнопения, корона, которую возлагают ангелы на голову Марии. Богоматерь с Младенцем осеняют Бог Отец со Святым Духом. Во владельческой надписи на обороте иконы упоминается 1845 год, около которого и могла быть создана икона. Это делает представленный памятник редким ранним примером списка афонской иконы. Высокий профессиональный уровень исполнения с мягко написанными благородными ликами позволяет связать произведение с Санкт-Петербургом. Гармоничные образы с легкими улыбками еще сохраняют связь с живописью раннего XIX века. Примечательны греческие надписи, не вполне точно повторенные русским художником.

Икона «Богоматерь Трех Радостей (Мадонна в кресле)» написана в академической манере в Санкт-Петербурге во второй половине XIX века. На это время указывает выполненный в духе историзма киот с русским килевидным завершением и стилизованным под Средние века орнаментом. Образ повторяет популярную в XIX веке композицию, восходящую к картине Рафаэля Санти 1513–1514 годов (Палаццо Питти, Флоренция) и широко известную через гравюры. В России реплики картины Рафаэля получили распространение со времени основания Академии художеств. Источниками иконографии «Богоматери Трех Радостей» служили и другие работы европейских художников. Один из таких образов почитался как чудотворный в московской церкви Троицы на Грязех. Представленная икона точнее соответствует картине Рафаэля: изображена спинка кресла с балясиной, повторены католические нимбы-венцы над головами Марии и Христа. Однако вместо третьей фигуры — мальчика Иоанна Предтечи — справа изображены два херувима.

Икона «Святитель Алексий, митрополит Московский» была создана в последней четверти XIX века. Поза святителя с воздетыми руками, благословляющего правой рукой, а в левой держащего Евангелие, восходит к среднику иконы работы Дионисия конца XV века, находившейся в Московском Кремле (ныне в ГТГ). Ориентация на древний иконографический тип показательна для позднего XIX века, когда пробудилось внимание к формам древнерусского искусства. Но лик святителя наделен свойственным своему времени натурализмом, в перспективном сокращении изображены плиты пола. Наибольшую ценность представляет оклад иконы 1878–1880-х годов с клеймом московского мастера Семена Галкина. Он исполнен в русском стиле с чеканным орнаментом на полях, ориентированным на образцы XVII века. Облачения святителя покрыты драгоценной филигранью с мотивами народных орнаментов. Отличительной особенностью этого времени являются украшенные эмалями синих, голубых и белых тонов наугольники, венец, крышка Евангелия и надпись. Создание иконы может быть связано с кремлевским Чудовым монастырем, где до его разрушения в советское время находились мощи святителя Алексия.

В конце XIX века в Центральной России исполнена типичная для того времени икона «Седмица», изображающая Христа на престоле с предстоящими Ему в молитве Богоматерью, Иоанном Предтечей, ангелами и святыми. По содержанию она аналогична деисусному чину иконостаса. Особенность представленной иконы — фигуры четырех апостолов в верхней части, где к Петру и Павлу добавлены Иоанн Богослов и Андрей Первозванный. Внизу к ногам Христа склоняются преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. На левом поле добавлена фигура Ангела-Хранителя, что подчеркивает личный характер заказа иконы. Для позднего XIX века характерны яркие краски фабричного производства и проработка одежд мелкими штрихами золота.

Большая ростовая икона «Святитель Николай Чудотворец» либо была написана для местного ряда иконостаса крупного храма, либо предназначалась для отдельного киота. Богато орнаментированный золотой фон с красочной рамой, имитирующей разноцветные эмали, получил широкое распространение в иконах конца XIX — начала XX века. Такой декор предшествовал стилю модерн и существовал параллельно с ним. Мотивы орнамента на представленной иконе еще соответствуют позднему историзму — русскому стилю. Фигура святителя исполнена в полуакадемической стилистике: натуралистично трактованному лику противопоставляются более условно написанные одежды, в особенности стилизованные складки синего подризника. Фигуры Христа и Богоматери по сторонам от святителя следуют старинной иконографии «Никейского чуда».

В начале XX века исполнена икона «Святая Троица (Ветхозаветная)», ориентированная на стиль раннего XVII века. Памятник повторяет традиционную иконографию Святой Троицы, основанную на библейском рассказе о явлении трех Ангелов праотцу Аврааму. Позы Ангелов, расположение палат, Мамврийского дуба и горы, без фигур Авраама и Сарры, следуют композиции «Троицы» Андрея Рублёва. Но декоративное плоскостное изображение палат Авраама, обилие ярких алых деталей, темный синий цвет, изображение на трапезе пяти чаш и множества других предметов, темно-охристый фон следуют образцам XVII века. Иконописец начала XX века позволил себе раскрасить подножия и сиденья стульев в разные цвета. Тонко исполнен рисунок крыльев, изящных складок драпировок, мелких орнаментов и аккуратных лещадок. Такие декоративные повторения древнерусских образцов создавались в московских иконописных мастерских эпохи модерна. Памятник отличается прекрасной сохранностью и достойно завершает представленный ряд икон.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/aiauction/20231212_13icons.html
https://artinvestment.ru/en/invest/aiauction/20231212_13icons.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе