Art Investment

Художник: Поленов Василий Дмитриевич

История продаж доступна подписчикам

О работе

Год созданияКон. 1890-х – нач.1900-х
КатегорияЖивопись
ТехникаХолст на картоне; масло
ПровенансСобрание И. Т. Акопяна (Ленинград) (Предположительно).
Частное собрание (Москва).
Размер, см*36×71

Примечание:

Оформлена в старинную золоченую раму.
Экспертное заключение ГТГ от 28.08.2002 г.
Вариант картины находится в Ярославском художественном музее (Генисаретское озеро.
1880 г. Холст, масло), а также в частных собраниях.
Выставки:
1969 – Василий Дмитриевич Поленов 1844–1927. Научно-исследовательский музей АХ СССР, Ленинград. (Предположительно).
Публикации:
Василий Дмитриевич Поленов 1844–1927. Каталог выставки в залах Научно-исследовательского музея АХ СССР. Л., 1969. стр. 22.
Работа относится к эпохальной серии картин «Из жизни Христа», над которыми В.Д. Поленов работал в конце 1890-х – начале 1900-хх гг.
Значительный по размеру этюд «Генисаретское озеро» сделан, по всей видимости, на заказ. Популярность палестинских пейзажей Поленова стала после серии выставок чрезвычайно велика. Справа внизу художник поместил фигуру путника, в которой зритель, безусловно, хочет угадать фигуру Христа. Контраст масштабов пейзажа и фигуры заставляет проникнуться философской идеей – сам человек и есть часть вселенной. «Трудная задача передо мной – непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем <…>. В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек, или сын человеческий, как он постоянно сам себя называл, а по величию духа Сын Божий, как его называли другие, поэтому дело в том, чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности» (Цит. по Сахарова Е.В.
В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова. Хроника семьи художников. М., 1964. С. 619). Замысел палестинской серии возник гораздо раньше в 1868 г., когда художник увидел знаменитое полотно А. Иванова «Явление Христа народу». Идея связи между евангельским словом и живопись развилась в 1874 г., когда Поленов побывал в русский церкви в Париже, в оформлении интерьера которой был использованы пейзажи
А.П. Боголюбова. «<…>Не знаю, чья мысль, – писал он родным, – но оригинально и красиво в церкви видеть большие пейзажи, переносишься в природу и евангельские повествования и легенды» (Цит. по Сахарова Е.В. В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова. Хроника семьи художников. М., 1964. С. 106, 107). Стремясь «показать Христа в природе, привлечь природу к соучастию Его великой жизни», Поленов несколько раз сам прошел путь Христа пешком. Осенью 1881– весной 1882 гг. он сопровождал известного промышленника и мецената князя С.С. Абамелек-Лазарева и знаменитого искусствоведа и археолога А.В. Прахова в путешествии по Египту, Сирии и Палестине. Художник посетил Константинополь, Александрию, Каир. От Каира проплыл на пароходе вверх по Нилу до Ассуана. Затем побывал в Бейруте и Иерусалиме. Второе путешествие на Восток было предпринято мастером в 1899 г. Он вновь посетил Константинополь, Афины, Смирну, Каир, Порт-Саид, Иерусалим. Из Иерусалима с караваном путешествовал в Тивериаду, Тир, Сидон, Бейрут. На протяжении тридцати лет Поленов создавал картины на евангельские сюжеты. Осмысляя впечатления от путешествий, Поленов постоянно перерабатывал эскизы, сделанные с натуры, неоднократно возвращаясь к одним и тем же сюжетам. Природа, бывшая свидетелем евангельских чудес, приобрела в глазах художника особую ценность и значимость, отодвинув на задний план фигуры людей. Живописец писал Л.Н. Толстому: «Мои картины служат главным образом изображением природы и обстановки, в которой совершались евангельские события».

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».