Art Investment

Художник: Репин Илья Ефимович

Парижское кафе

О работе

Год создания1875
КатегорияЖивопись
ТехникаХолст; масло
ПровенансСобственность из значимой европейской коллекции.
Приобретена у художника I. I. & B. I. Avantso в Санкт-Петербурге, 1882.
Приобретена у вышеуказанного Н. Д. Стахеев, Москва.
Приобретена у вышеуказанного дедом нынешнего владельца во время проживания в Санкт-Петербурге, 1916.
Размер, см*120,6×191,8

Примечание:

Подпись кириллицей, надпись по-русски и дата "I. Repin/in Paris/1875" внизу справа, кроме того, подпись "E. Répine" внизу справа.
Выставки:
Париж, Palais des Champs-Elysées, Explication des ouvrages de peinture, sculpture, architecture, gravure et lithographie des artists vivants, 1 мая 1875, № 1711.
Стокгольм, Sveriges Allmnna Konstfrening (Swedish General Art Association), Выставка русского искусства, 21 февраля - 9 марта 1919, № 37.
Лондон, 1 Belgrave Square. Выставка русского искусства, 4 июня - 13 июля 1935, № 435 (этикетка на обороте).
Хельсинки, Художественный музей Атенеум, Илья Репин 1844-1930, 7 ноября - 14 декабря 1980, № 4 (этикетка на обороте).
Литература:
Exhibition catalogue, Explication des ouvrages de peinture, sculpture, architecture, gravure et lithographie des artists vivants, Paris, 1875, p. 249, no. 1711, as "Un café du boulevard".
Exhibition catalogue, Utställning af Rysk Konst, Stockholm, 1919, p. 15, no. 37, as "Pariserkaféet" (Parisian Café).
Exhibition catalogue, Exhibition of Russian Art, London, 1935, p. 90, no. 435, as "Café de Paris".
N. Morgunov, I. E. Repin, Moscow, 1924, p. 12.
S. Druzhinin, Il'ia Efimovich Repin, Moscow, 1944, p. 16.
I. Grabar, Repin, Moscow, 1948, vol. I, pp. 52, 121-124, 374, 380.
D. Sarabyanov, Il"ia Repin, Moscow, 1955, p. 17.
N. G. Maskovtsev, Il"ia Efimovich Repin, Moscow, 1957, p. VI.
I. A. Brodskii & V. N. Moskvinov ed., Novoe o Repine (New information about Repin), Leningrad, 1969, pp. 15 & 84.
Exhibition catalogue, Ilja Repin 1844-1930, Helsinki, 1980, listed p. 14, no. 4, as "Kafé I Paris" (A café in Paris).
F. Parker & S. Parker, Ilya Repin, London, 1980, pp. 40-43, 138.
O. A. Liaskovskaia, Il"ia Efimoivch Repin: Zhizn" i Tvorchestvo (Life and Work), Moscow, 1982, illustrated p. 82, pp. 73, 80-83, 85-86, 474.
G. Churak, Ilja Jefimovich Rjepin 1844-1930, Belgrade, 1986, p. 14.
G. Iu. Sternin, Repin, Leningrad, 1985, pp. 14-15.
E. Valkenier, Ilya Repin and the World of Russian Art, New York, 1990, pp. 59-61, 64, illustrated p. 45, fig 3.1. V. A. Leniashin, "Repin the artist" in exhibition catalogue, Il"ia Efimovich Repin, 1844-1930: In Commemoration of the 150th Anniversary of His Birth, State Tretyakov Gallery, Moscow, 1994, p. 11, illustrated p. 80, no. 58.
D. Jackson, "Western Aesthetics and Russian Ethics: Repin in Paris 1873-76", Russian Review, vol. 57, no. 3, July 1998, pp. 394-409.
Iu. Annenkov, Dnevnik moix vstrech (Diary of my encounters), Moscow, 2001, p. 255.
D. Jackson, The Russian Vision, The Art of Ilya Repin, Schoten, 2006, illustrated p. 42, pp. 46-53, 57-58, 60, 63, 68, 71, 82, 273, 281.
«Парижское кафе» Ильи Репина считается одной из последних значимых работ выдающегося русского мастера, которая находится в частной коллекции. Нетипичное для Репина с сюжетной точки зрения, «Парижское кафе», тем не менее, является ключевым в творчестве тогда еще молодого художника и представляет собой решительный поворот в его стремительно набиравшей силу карьере. Картина была написана во время пребывания Репина в Париже в 1873-76-х годах в качестве стипендиата от Академии художеств и выставлялась в парижском Салоне (вопреки правилам Императорской Академии). Для молодого Репина, которому довелось познакомиться с художественными чудесами Европы и космополитичным образом жизни французской столицы, это было время творческих исканий. На протяжении всей командировки он метался в творческой лихорадке, работая над традиционно русскими сюжетами, такими как «Садко в подводном царстве» , одновременно успевая поражать своих русских коллег тем, что под влиянием современного французского искусства он переключал свое внимание с исконных тем на экспериментирование в живописи.

Законченная работа была выставлена в апреле-мае 1875 года под названием Un café du boulevard и вызвала горячие споры между Репиным и его главными наставниками - Владимиром Стасовым и Иваном Крамским. Репин защищал свое право на свободу в творчестве, тогда как его оппоненты стремились привязать художника к сугубо русскому материалу и вернуть ему ими же созданный образ enfant terrible критического реализма, который закрепился за Репиным вслед за успехом и славой, последовавшими после «Бурлаков на Волге» (Государственный русский музей, Санкт-Петербург, 1870-73гг.). Несмотря на все опасения, сейчас, оглядываясь назад, мы можем признать «Парижское кафе» одной из наиболее дерзких работ Репина, созвучных своему времени, благодаря которым его творчество смело и решительно достигло того уровня космополитизма, который был характерен для Парижа тех лет.

Соображения Репина по поводу событий в области современной ему живописи, его оценка роли Мане и импрессионистов как катализаторов художественного процесса на фоне безжизненной и вторичной ситуации в мире искусства, его эскапады на пленэр, – все это глубоко ощущаются в нестандартной живописной манере «Парижского кафе», которое по форме и содержанию оказывается замечательным, поразительным уходом в сторону в его карьеры художника-реалиста. Тем не менее, полотно представляется очень символичным в свете жизненных убеждений художника в необходимости экспериментирования и творческой свободы – смелая, неповторимая, особая манера письма, которая ни на что не похожа в его пришествующем художественном опыте.

Юрий Анненков, – абстракционист, авангардист, художник советского периода, всегда находившийся в оппозиции к реалистическим формам в искусстве, – сформулировал концепцию, из которой выросло «Парижское кафе», когда он щедро воздал должное художественным
и экспериментаторским взглядам Репина:

«Для своей эпохи, для своего поколения Репин сыграл чрезвычайно важную, новаторскую роль в русском искусстве, отказавшись от условного академизма предыдущих лет и забросав свои картины мужественными, еще по тому времени невиданными мазками своей кисти. Репин всегда был и оставался передовым человеком [...].»

Профессор Дэвид Джексон, Отдел изобразительного искусства, Истории искусства
и культурологии, Университет Лидса

Аукционные продажи

Дата06.06.2011
Аукционный домChristies, London, King Street
Лот22
Оценка аукциона (эстимейт)3 000 000 - 5 000 000 GBP (4 905 600 - 8 176 000 USD, 3 367 381 - 5 612 301 EUR)
Цена 4 521 250 GBP
(7 393 148 USD
5 074 923 EUR)

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.