О работе
Примечание:
Слева внизу подпись: «Н.Рерих», на обратной стороне карандашом: «Ушли на рубеж».
Рерих занимался оформлением театральных спектаклей. В начале 1912 года
Владимир Немирович-Данченко предложил ему принять участие в постановке пьесы
Ибсена «Пер Гюнт» в Московском Художественном театре. Еще до этого, в 1907 году Николай Рерих совершил несколько поездок по Финляндии вместе со своей супругой Еленой Рерих.
Они посетили города Хельсинки, Иматру, Савонлинну, Лохья, Турку. Возможно, именно впечатления от этой поездки помогли художнику, не бывавшему в Норвегии, создать символический образ суровой северной природы. Тонкое и глубокое понимание Севера воплотилось в эскизах рериховских декораций, признанных настоящими шедеврами и вошедших в классику русской сценографии. Несмотря на то, что в целом спектакль был принят очень сдержанно, декорации по эскизам Рериха удостоились восторженных похвал и со стороны строгих критиков, и со стороны публики. Особенно покорили зрителей декорации к финальной сцене спектакля, когда к Сольвейг, состарившейся и ослепшей за годы одиночества и ожидания, возвращается ее любимый, ее Пер Гюнт. Рерих пишет одинокий домик Сольвейг, затерявшийся среди огромных сосен и заснеженных скал. Отголосок образа этой героини еще не раз появятся на полотнах художника.
И именно этот образ воплощен на представленной работе Николая Рериха «У рубежа».
Учитывая, что на обороте картины имеется карандашная надпись (возможно авторская) «Ушли на рубеж», название, очевидно, является не вполне корректным. Однако во всех источниках, начиная с 1916 года и до наших дней, работа упоминается под названием «У рубежа». Впервые репродукция картины была опубликована в альбоме «Николай Константинович Рерих» [1]. В 1916 году русская общественность отметила двадцатипятилетие творческой деятельности художника. Издательство «Свободное искусство» выпустило прекрасно иллюстрированный том, где были помещены статьи о Рерихе ряда известных критиков, среди которых А. Н. Бенуа, А. И. Гидони и других известных критиков. Согласно представленной в издании информации, на момент публикации картина находилась в собрании
Е. И. Рерих, супруги автора. Датирована работа 1915 годом.
Во всех последующих исследованиях творчества Рериха, в различных каталогах и перечнях его произведений данная работа упоминается со ссылкой на этот юбилейный альбом, изданный в Петрограде в 1916 году, и ее изображение воспроизводится в репродукции из этого издания [2,3,4]. С 1916 года и по настоящее время местонахождение картины «У рубежа» в источниках определяется как неизвестное.
Известен также эскиз к этой работе. Он был опубликован в сборнике «Рериховское наследие: Труды Международной научно-практической конференции» в 2002 году. Репродукция эскиза приведена в качестве иллюстрации к статье В. В. Петрова «Произведения Н. К. Рериха в петербургском собрании
В. И. Петрова» [5]. Согласно публикации, эскиз был датирован примерно 1915 годом и являлся частью собрания петербургского коллекционера Виталия Ивановича Петрова. По репродукции эскиза можно с уверенностью предположить, что он является предварительным наброском именно к представленной картине «У рубежа».
Литература:
1. Николай Константинович Рерих. Текст Ю. К. Балтрушайтиса, А. Н. Бенуа, А. И. Гидони, А. М. Ремизова и С. П. Яремича. Пг.: Свободное Искусство, 1916. Табл. XXIX.
2. В. В. Соколовский. Художественное наследие Н. К. Рериха (перечень произведений с 1885 по 1947 гг.). Н. К. Рерих. Жизнь и творчество. Сборник статей. М.:. Изд. «Изобразительное искусство» 1978 г.
3. С. Эрнст. Н. К. Рерих. Пг., 1918.
4. В. S. Jaremenko. Nickolai Konstantinovich Roerich, his life and creations during the past forty years. New York, 1931.
5. В. В. Петров «Произведения Н. К. Рериха в петербургском собрании В. И. Петрова» в сборнике «Рериховское наследие»: Труды Международной научно-практической конференции: Том. I: Музей-институт семьи Рерихов в культурно-историческом пространстве Санкт-Петербурга. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2002. — Стр. 359.
6. Е. И. Рерих. Письма Елены Рерих, 1929 — 1938. М, Прамеб, 1992. В 2 т. Т.1
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.