Art Investment

Художники и цены

«Георгий Якулов. Мастер разноцветных солнц» в Третьяковской галерее

Сегодня в Третьяковской галерее открывается выставка одного из самых ярких и оригинальных художников начала XX века, «артиста и интеллигента», «последнего из могикан богемной жизни» — Георгия Богдановича Якулова (1884–1928). Впервые с 1975 года наследие реформатора театральной сцены и автора художественной теории «разноцветных солнц» будет представлено так полно.

Коллекции — участники выставки «Георгий Якулов. Мастер разноцветных солнц»: Государственная Третьяковская галерея, Национальная галерея Армении, Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Музей Государственного академического Большого театра, Государственный литературный музей, частные собрания. Экспонируется более 130 произведений: живописные и графические работы, эскизы театральных костюмов и декораций.

В своем искусстве Якулов стремился решить амбициозную задачу — соединить художественные традиции Востока и Запада. Армянин по национальности, он родился и вырос в Тифлисе, как живописец сформировался в Москве, был тесно связан с артистическими кругами Парижа, а последние годы провел в основном в Ереване. Большое значение Якулов придавал вопросам колорита. В теории «разноцветных солнц», над которой художник начал работать в середине 1900-х годов, он стремился объяснить связь, существующую между природой и культурой: согласно его наблюдениям доминирующий цвет в живописи разных стран и регионов находится в прямой зависимости от характера солнечного освещения в них. В 1913 году он выступил с докладом на эту тему в легендарном петербургском кафе «Бродячая собака», а следом опубликовал первый текст из задуманного им цикла теоретических статей о «разноцветных солнцах». В 1914 с поэтом Б. Лившицем и композитором А. Лурье Якулов создал манифест «Мы и Запад. (Плакат № 1)», где авторы утверждали «космичность» восточного искусства.

Незаурядный талант, разнообразие сфер деятельности, эрудиция вместе с личным обаянием снискали Якулову не только известность, но и дружбу со многими известными людьми той эпохи. Его квартиру-мастерскую на Большой Садовой улице посещали А. Белый, В. Качалов, А. Коонен, А. Луначарский, В. Маяковский, А. Мариенгоф, Вс. Мейерхольд, А. Таиров. Здесь познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан. В кругу московской богемы Якулов получил прозвище «Жорж Великолепный».

Местами встреч знаменитых деятелей культуры послереволюционной эпохи стали два уникальных кафе, оформленные Якуловым. В 1917 году он создал интерьер «конструктивного мюзик-холла», «мирового вокзала искусства» — артистического кафе «Питтореск» на Кузнецком Мосту, к числу наиболее известных завсегдатаев которого принадлежали В. Брюсов, А. Луначарский, В. Маяковский. В 1919-м, вступив в «Орден имажинистов», художник взялся за оформление кафе имажинистов «Стойло Пегаса» на Тверской. Его регулярно посещали С. Есенин, В. Шершеневич и А. Мариенгоф.

С ведущими деятелями театра Якулова объединяли творческие задачи: в 1920-е годы он стал известен как художник-новатор в области сценографии, одним из первых обратившийся к конструктивизму в театре. Постановки Камерного театра, осуществленные А. Таировым в содружестве с Г. Якуловым — «Принцесса Брамбилла» (1920), «Жирофле-Жирофля» (1922) и другие, — стали самыми яркими зрелищами послереволюционной Москвы. За макет декорации «Жирофле-Жирофля» на Международной выставке современного декоративного искусства и художественной промышленности 1925 года в Париже Якулов был избран ее вице-президентом, получил высшую награду по разделу театра, а за модель памятника 26 бакинским комиссарам — по разделу архитектуры. Мировую известность приобрел балет С. Прокофьева и Г. Якулова «Стальной скок» (1927), поставленный в Париже в антрепризе С. Дягилева и в хореографии Л. Мясина и явившийся новым словом в этом виде искусства.

Якулов всегда был душой любой компании, а начав преподавательскую деятельность, пользовался не только уважением, но и глубокой любовью учеников. Свидетельством этому стали похороны художника. В последний путь его провожали в трех городах: поезд шел в Москву из Еревана с остановкой в Тифлисе. Церемония прощания в Москве была задумана и осуществлена как театрализованное действо. Важным событием стало основание в 1966 году в Париже Общества друзей Якулова, которое смогло собрать остававшиеся в Париже работы художника (Якулов вывез их на Запад, предполагая устроить свою персональную выставку). В 1972 году большая часть этого собрания была передана Национальной галерее Армении.

Шумная слава, которая сопровождала мастера при жизни, со временем сменилась забвением. Настоящая выставка позволит вернуть интерес к этой фигуре и показать особое место Якулова в ряду художников искусства авангарда. Выставка дает возможность показать впервые после реставрации несколько произведений из коллекции Третьяковской галереи: «Человек толпы», «Ломбардия», «Бой». Московский зритель увидит и ранее неизвестные работы из частных собраний («Вечернее гуляние», «Женский портрет», обложка книги А. Мариенгофа «Кондитерская солнц»), живописные и скульптурные портреты Якулова работы его друзей.

Источник: пресс-релиз ГТГ


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20150422_yakulov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20150422_yakulov.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

БУРЛЮК Давид Давидович (1882–1967) В саду. Портрет жены. 1930–40-е (61 × 45,7)

Текущая ставка500000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

ТЫШЛЕР Александр Григорьевич (1898–1980) Верея. 1954 (24,5 × 34 см)

Текущая ставка100000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

НЕМУХИН Владимир Николаевич (1925–2016) Москва — Лианозово. 1988 (70,9 × 78,7 см)

Текущая ставка700000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».