Art Investment

Художники и цены

Совком: «Крымские каникулы». Анонс

Аукционный дом «Совком» (ул. Щепкина, 28) и галерея «Художники Крыма» с 25 марта по 6 апреля проводят выставку «Крымские каникулы». В экспозиции будут представлены живопись и графика Гуго Шауфлера, Артёма Пучкова, Ирины Зайцевой, Виктора Панченко, Сергея Матяша — мастеров современного искусства, продолжающих лучшие традиции крымской школы живописи.

Посвященные Крыма

Очарованность Крымом, в самом прямом смысле слова, несет в себе заряд колдовства, притягательность чар. Гость, ступивший на полуденную землю древней Тавриды, обязательно оказывается в плену ее магии. Этот край «захватывает» любого. Но, естественно, совершенно особую печать он накладывает на душу художника. Вспомним, сколь сильно стремились сюда писатели и художники со всех концов «нашей необъятной родины», сколь желательно было пребывание в здешних домах творчества. Какие замечательные произведения литературы и искусства здесь создавались — залитые солнцем коровинские и эпические васильевские пейзажи, лирические тексты Константина Паустовского и феерии Александра Грина. Но особо, многажды сильнее, Крым оказал влияние на его «родных» художников. И. К. Айвазовский, К. Ф. Богаевский, М. А. Волошин — эти звездные имена русской культуры прежде всего ассоциируются с Крымом, и большинство их работ, таких разных, наполнено флюидами утонченности и артистизма здешней атмосферы, пейзажей, одновременно классических и романтических, умиротворенных и эстетски пышных.

Пять мастеров-крымчан (Гуго Шауфлер, Артём Пучков, Ирина Зайцева, Виктор Панченко, Сергей Матяш), искусство которых показывает сегодня в Москве Сурен Зурабян, — продолжатели великих традиций. Но все они также обнаруживают совершенно новую оптику художественного мироощущения, в котором сплавленность современности с «культурными слоями» лишь способствует звучанию индивидуальности, особости каждого. Эти качества, помноженные на мастерство, делают всех представленных на выставке художников интересными не только в качестве представителей «школы» (в данном случае, при разности творческих задач, свершений, образного мышления, речь может идти лишь о региональной школе), но и интернационального художественного сообщества. Именно поэтому в «послужном списке» каждого — участие во многих международных выставках, а их картины показываются в галереях и находят пристанище в собраниях по всему свету.

Они действительно очень разные.

И словно о них звучат слова Максимилиана Волошина:

Мы, столь различные душою,

Единый пламень берегли

И братски связаны тоскою

Одних камней, одной земли.

Одни сверкали нам вдали

Созвездий пламенные диски;

И где бы ни скитались мы,

Но сердцу безысходно близки

Феодосийские холмы.

  • АРТЁМ ПУЧКОВ Дорога на перевал Ротанг

Энергетика Крыма срабатывает даже тогда, когда художники отвлекаются от своего замечательного крымского окружения. Так, в виртуальной галерее Артёма Пучкова после его путешествия на Тибет, в Гималаи, Пакистан, Индию появились пейзажи, в которых не только экзотика мотивов, отмеченная внимательным взглядом пришлого наблюдателя, но и поистине рериховское проникновение в духовную ауру «гения места». И все же это его слова: «Я почувствовал Гималаи через крымские горы… хотя масштаб Тибета — грандиознее». Особенно тонок художник в интерпретации световых феерий — мистического золота в отблеске заходящего светила на постройках горного буддийского монастыря или скального пика, похожего на сказочный замок; безмятежно умиротворенного светового флера, единящего море, небо и берега; щемящих душу ранних медовых сумерек на Карловом мосту или кипарисовой аллее, серебристой отстраненности заснеженных гор или классических фасадов. Реальный мир на полотнах А. Пучкова все же (воспользуемся подсказкой А. Бенуа) огражден «от случайностей росчерка, от мишурного блеска, от лишних, а потому безвкусных подробностей». Он благороден, классически выдержан даже в работах, несущих в себе свежесть первого взгляда.

  • ИРИНА ЗАЙЦЕВА Моя ненаглядная

Адресная конкретика вовсе не играет роли в творчестве Ирины Зайцевой (художница еще выступает под псевдонимом Зира). Ключевую роль в ее представлении о мире, на который она смотрит «широко закрытыми глазами», играют собственные видения. Визионерство, мифологизация свойственны ее художественной природе. Несовершенство формы образов, которые только на первый взгляд кажутся творением самоучки, наивного детского почерка, составляет весомую долю суггестивности ее полотен. Ее цельный в своем постоянстве, но и причудливый мир — на грани фантазии и реальности, с узнаваемыми персонажами, но ни их, ни их окружение (пейзажное или предметное) невозможно подвергнуть логическому анализу, вмонтировать в координаты, диктуемые смысловой логикой повседневности. Нежнейшими полутонами чувств (от легчайшей иронии до гипнотической эротики, от исповедального лиризма до печали) насыщены подтексты ее картинных пространств. Эта внутренняя деликатность проявляется даже в тех работах, где художница без опаски использует яркие, зовущие краски, дерзко провокационные композиции.

Сергей Матяш весь проникнут карнавальной, по-детски азартной игрой в перевертыши. Даже когда интонация картины, казалось бы, делается эпически серьезной, в ней явственно ощущаются гротескные обертоны. Очень интересно следить за изобразительными «дразнилками» на его холстах: формы или персонажи на наших глазах готовы отказаться от своей автономии, вступить в немыслимые связи с «соседями», слиться с ними, подыграть им или вовсе намекнуть на некую иную свою ипостась (как царь-рыба «ёрш» над орнаментальными волнами прибоя из далекого Крита с плотоядно-эротично напомаженным ртом).

И все же по сравнению с «голубым периодом» Виктора Панченко магический мир двух последних художников кажется полнокровным, наполненным возможностью выхода в реальность. Панченко более простодушен, но и более рафинирован. (Речь идет не о характере самого художника, хотя и это, вероятно, имеет место, а об образном строе его живописи, а значит, о позиции.) Визуальность его полотен метафизична. Словам, толкованиям нет места. Все строится на интуитивном восприятии-воспроизведении, подчиняясь звучанию эмоционального камертона, нежнейшей минорной мелодии. И минор здесь — не трагедия и не депрессия, а более всего светлая ноктюрновая (может же такое быть!) лирика. И в то же время в его «наивных» фигурах, образах проскальзывает нечто притчевое, но только из фольклора того народа, о котором остались лишь мифические воспоминания.

Гуго Шауфлер сам по себе является персоной, персонажем, о котором в Крыму творятся мифы и слагаются легенды, хотя замечательный мастер уже много времени живет и работает в Германии. Но Крым притягивает его к себе, и он, не в силе противостоять этому зову, ежегодно бывает и конечно работает здесь. Из представляющихся сегодня Москве художников он самый опытный. И опыт в данном случае вовсе не означает утерю душой непосредственности взгляда, умения удивляться и удивлять, радоваться и радовать. Это обстоятельство тем более следует отметить, потому что перипетии биографии, ее маршруты были воистину крутые. Свершения на пути этого архитектора, графика, живописца, педагога были результатом, конечно же, Божьего дара, выдающегося таланта, но и личной воли, несгибаемости характера. На первый взгляд его творчество сугубо объективистское. Точный взгляд зодчего позволяет делать городские пейзажи, сродни тем, что создавались в жанре ведуты. Так возникают в его композициях и Сан-Джиминьяно, и узкая улочка Флоренции с феерический «кодой» — сияющим собором Санта Мария дель Фьоре (архитектор не мог не поклониться таланту Филиппо Брунеллески), и заснеженная крепость Зальцбурга. Однако тщательность воспроизведения узнаваемого мотива не гасит, повторяю, чуть ли не этюдной непосредственности изображения. Особенность художественного дарования Шауфлера делает необходимым для него не столько поиск экзотики, театральной броскости, сколько то, чтобы зреть праздничность в самых простых картинах мира и заражать зрителя своим восторгом перед «скромными» шедеврами природы и человеческого таланта. И Крым постоянно представляет мастеру эту возможность. Впрочем, как и весь мир.

В художественной смеси сегодняшнего дня, такой динамичной, но и, казалось бы, теряющей человеческое тепло, человеческие параметры бытия, выставка пяти крымских художников словно представляет «немного солнца в холодной воде».

Нина Геташвили,
заведующая кафедрой всеобщей истории искусства Российской Академии живописи,
ваяния и зодчества Ильи Глазунова, кандидат искусствоведения, профессор;
член Международной Ассоциации искусствоведов (АИС),
Международной Ассоциации художественных критиков (AICA),
Московского Союза художников

Вернисаж 24 марта в 20.00 по пригласительным билетам.

Выставка работает с 25 марта по 6 апреля 2011 года по адресу: Москва, ул. Щепкина, 28.

Время работы выставки с 10 до 19 часов.

Получить приглашение на вернисаж и аккредитацию для СМИ можно по телефону: 8-916-934-72-28 или e-mail: [email protected].

Источник: пресс-релиз галереи «Художники Крыма»


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110318_krym.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110318_krym.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».