Art Investment

Художники и цены

Продажа автографа Марины Цветаевой принесла Аукционному дому «Литфонд» 4,1 миллиона рублей

К 29 марта «Литфонд» собрал каталог из 424 лотов — довольно большой, разнообразный, но не предвещавший ничего необычного: аукцион был ориентирован на классическую для «Литфонда» тематику, связанную с редкими книгами, автографами, фотографиями и открытками. Тем поразительнее выглядят результаты прошедших торгов.

Для начала обратимся к общей статистике. Из 424 лотов было продано 222, то есть буквально — половина. Результат, безусловно, хороший, но и он не главное. Аукционный дом смог собрать 15,6 млн руб., или 113 % от среднего эстимейта каталога, который оценивался в 13,8 млн руб. То есть план не просто выполнили, а даже перевыполнили, практически как пятилетку за три года.

Здесь немалую роль сыграло распределение сил участников аукциона. Из 222 покупок 102 (45,9 %) совершили игроки в Интернете, 47 (21,1 %) лотов ушло по заочным ставкам, 39 (17,6 %) лотов досталось игрокам по телефону, а 34 (15,4 %) — участникам в зале. Несмотря на то, что интернет держит пальму первенства по количеству отыгранных лотов, из топ-10 сделок восемь совершили телефонные игроки. В зале собралось почти два десятка человек, а в Сети аукцион привлек более сорока участников.

Аукцион можно было считать удачным уже после продажи первого лота: исключительно редкий атлас всего Балтийского моря авторства А. И. Нагаева, изданный в 1757 году и содержащий 28 гравированных карт, был предварительно оценен в 850–900 тыс. руб., однако после жарких торгов участники подняли его цену до 2,4 млн руб., за которые он и достался самому упорному из телефонных игроков.

Казалось бы, после такой громкой продажи мало что могло бы привлечь внимание публики. Но в топ-10 всего аукциона атлас занял почетное второе место. Первое по праву досталось абсолютному лидеру торгов: карандашная рукопись стихотворения из цикла «Отцам» с автографом Марины Цветаевой при оценке в 800–850 тыс. руб. стала предметом ожесточенной борьбы интернета, телефона и зала. В конечном итоге лот был продан участнику в зале (одному из тех двух, что разбавили топ-10) за 4,1 млн руб. Ничего удивительного в таком сильном интересе нет: аукционный дом особо отмечает, что никогда ранее рукописи Цветаевой не выставлялись на русские аукционные торги.

Третье место в списке рекордов тоже досталось классику отечественной литературы — Николаю Васильевичу Гоголю. На торгах его произведения были представлены первыми изданиями первого (1842) и второго (1855) томов поэмы «Похождения Чичикова или Мертвые души». Печально известная вторая часть «Мертвых душ», сожженная автором, частично сохранилась в черновиках и была опубликована после смерти Гоголя в составе второго тома собрания его сочинений. Редкий комплект достался участнику по телефону по старту в 750 тыс. руб.

Топ-10 завершил лот номер 23 — книга «Записки флота капитана Рикорда о плавании его к японским берегам в 1812 и 1813 годах, и о сношениях с японцами». Видимо, редкость и то, что издание происходило из собрания Василия Карловича Шульца, обеспечило продажу лота за 260 тыс. руб. (эстимейт 110–120 тыс. руб.). Всего же отметку в 100 тыс. руб. перешагнуло двадцать лотов.

Рейтинг ценового роста (разницы между эстимейтом и ценой продажи) на сей раз сильно расходится с общим топом. Первое место в нем уверенно занимает книга «Сказки голубой феи» Л. А. Чарской с иллюстрациями В. Мельникова, З. Шапиро, А. М. Бальцера и других художников. На активный торг в Сети за это детское издание зал откликнулся бурным весельем и предположением, что, должно быть, тема сказок Голубой феи сейчас еще актуальней, чем всегда. Но, чем бы ни было вызвано столь пристальное внимание, «Сказки…», предварительно оцененные в 4,8–5 тыс. руб., превзошли нижнюю границу оценочной стоимости в 19,7 раза и достались игроку в Интернете за 95 тыс. руб.

На втором и третьем местах рейтинга ценового роста оказались два лота, связанные с именами известных художников. В 6,4 раза дороже эстимейта был продан сборный лот, включающий альбом «Нико Пиросманишвили» с цветными и однотонными репродукциями и текстами Тициана Табидзе и др, а также иллюстрированный каталог выставки Пиросмани 1931 года: альбом и каталог, оцененные в 24–25 тыс. руб. ушли с торгов за 155 тыс. руб. Полный же комплект репродукций Н. Денисовского «Уголь чугун сталь» был продан за 55 тыс. руб., т.е. в 5,5 раза выше эстимейта 10–12 тыс. руб.

В небольшой подборке плакатов продано было три из четырех лотов, а на первом месте оказался составной лот из двенадцати плакатов «Раздавим фашистскую гадину» и двух сатирических листков «Партизанская дубинка» эпохи Великой Отечественной войны, доставшийся за 11 тыс. руб. участнику в Интернете.

Из 17 лотов, связанных с именем Александра Исаевича Солженицына, было продано тринадцать. Восемь из них нашли новых владельцев благодаря заочной ставке, в том числе и самый дорогой лот этого стринга — датируемый 1966–1973 годами архив Маргариты Шефер, одной из «невидимок» (как их называл писатель), а по сути тайных помощников Солженицына; архив был куплен за 380 тыс. руб.

Помимо разных редких и уникальных лотов, торги смогли порадовать публику небольшим курьезом, случившимся с лотом 63. Экзотическое издание Осман-Бея «Турки и их женщины. Султан и его гарем» 1874 года успешно было продано после торга в Интернет за 26 тыс. руб., однако спустя некоторое время лот попросили вернуть и переиграть. При этом итоговая цена продажи снизилась до 20 тыс. руб. Вероятно, сераль по такой цене показался участнику слишком дорогим приобретением для современного человека.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20180402_litfond.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20180402_litfond.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе