Art Investment

Художники и цены

Художник недели: Николай Силис

Изящные стилизованные формы, текучие линии, тенденция к знаковой образности — эти черты авторской манеры Николая Силиса выделяют его работы среди произведений коллег. Женские образы Силиса, не утратившие своей эстетической привлекательности и для современного зрителя, в условиях жестко регламентируемой художественной жизни 1950–70-х годов были глотком свежего воздуха.

Скульптор, монументалист, график, один из ярких представителей советского неофициального искусства второй половины ХХ века Николай (при рождении Руфим) Силис родился в 1928 году в Москве. После ареста и расстрела отца по сфабрикованному делу латышских стрелков в 1941 году, мать Силиса с двумя сыновьями переехала в Ленинград. Годы блокады братья провели в деревне в Калининской (ныне Тверской) области, у родных. В 1953 году Николай Силис окончил МГХПУ им. Строганова. Во время учебы он познакомился с Вадимом Сидуром (1924–1986) и Владимиром Лемпортом (1922–2001), недавними фронтовиками. Всем троим было суждено стать ключевыми фигурами советской художественной жизни 1950–70-х годов и внести значительный вклад в обновление пластического языка отечественной скульптуры, находящегося тогда в жестких идеологических рамках. Разделяя эстетические воззрения на искусство, они объединились в творческую группу, название которой было сформировано из первых букв фамилий авторов — ЛеСС, просуществовавшую с 1954 по 1968 год (рис. 1). Участники молодого коллектива получали государственные заказы на оформление общественных заведений и создание монументов, а параллельно занимались «подпольными» художественными экспериментами, что шло вразрез с официальными установками художественных институций.

После того как объединение из-за творческих разногласий авторов распалось, тандем Силиса и Лемпорта продолжал существовать вплоть до кончины последнего в 2001 году (рис. 2). Силис вспоминал: «Все стали взрослыми, и индивидуальность каждого не совпадала с индивидуальностью другого. Кроме того, рано или поздно в любой группе обязательно образуется лидер... Я не мог быть лидером по возрасту, а Сидур и Лемпорт были в этой борьбе на равных. В итоге создалась ситуация, когда мы вынуждены были расстаться» (tg-m.ru). Вместе с Лемпортом Силис активно работал на поприще монументально-декоративного искусства, оформив множество зданий социально-культурного назначения, интерьеров, парков; всего было осуществлено около 50 проектов (рис. 3).

Однако истинный талант скульптора раскрылся именно в камерной пластике, где он имел возможность самостоятельно выбирать круг тем и сюжетов и стилистику для их воплощения. Узнаваемая творческая манера мастера выкристаллизовалась уже в конце 1950-х — начале 1960-х годов (рис. 4). Среди отличительных черт его пластического мышления можно выделить изящную стилизацию форм, отказ от лишних деталей, плавность и текучесть линий, формирующих выразительный силуэт, стремление к воплощению знакового образа. «Мои скульптуры можно смотреть “с закрытыми глазами”. На ощупь. Их может видеть слепой от рождения человек. Своими скульптурами я обращаюсь к подсознанию человека, к той реликтовой основе восприятия, которая и является основным дирижёром всего поведения человека», — писал Силис (nsilis.ru).

Произведения скульптора демонстрируют удивительное владение материалом, в особенности бронзой, которая в авторской трактовке производит впечатление пластилина, а гладкая отполированная поверхность работ создает оптические эффекты игры света. Активное использование пустот в качестве выразительного элемента во многих композициях сближает пластическое видение Силиса с творческим методом таких модернистских скульпторов, как А. Архипенко, Г. Мур, Ж. Липшиц (рис. 5).

Женские образы составляют существенную часть наследия Силиса, определяя художественное своеобразие его работ. Воплощенные в различных техниках — бронзе, керамике, дереве, шамоте, графике, — они стали визитной карточкой мастера, вдохновлявшегося пластической выразительностью женского тела. Силисовские героини — это многочисленные лежащие обнаженные модели, вариация поз которых поражает зрителя (рис. 6–7). Намеренная редукция изобразительных средств не мешает автору раскрыть их чувственность и создать привлекательные женские образы, пусть и лишенные индивидуального начала.

Скульптор был увлечен исследованием тела в движении, в корпусе его произведений преобладают динамичные композиции, а среди наиболее распространенных сюжетов закономерно выделяются темы спорта и циркового искусства рис. 8–9). Так, частыми персонажами его работ становились циркачки и гимнастки — трактованные предельно обобщенно в пластически выразительных позах, они предстают перед зрителем свободными, раскованными и верными своей природе.

Другой важный образ силисовского художественного мира — это Дон Кихот, любимый литературный герой автора. «Не будь Дон-Кихотов, человечество погрязло бы в бесчувственном эгоизме, мрачном стяжательстве и равнодушии», — был уверен мастер (nsilis.ru). Впервые скульптор воплотил его образ в бронзе еще в 1970-е годы, а затем сервантесовский персонаж вдохновил его и на создание графической серии (рис. 10). В интерпретации Силиса Дон Кихот являет собой неисправимого романтика, преодолевающего любые тяготы и невзгоды на своем пути. Автор адаптировал героя к реалиям настоящего дня, сделав более понятным своим современникам (рис. 11).

Творчество Николая Андреевича Силиса, несомненно, обогатило отечественное искусство второй половины ХХ, а его произведения продолжают привлекать современного зрителя самобытным авторским видением и образно-пластической выразительностью.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20230307_silis_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20230307_silis_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

ЛЕБЕДЕВ Владимир Васильевич (1891‒1967) [На ринге] (30,2 × 39,3 см)

Текущая ставка15000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

БЕНУА Николай Александрович (1901–1988) Маски на карнизе. Эскиз фрагмента декорации к спектаклю «Бал-маскарад». 1979 (31,5 × 22,4 см в свету)

Текущая ставка100 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна (1881‒1962) Испанка с веером. Вторая половина 1910-х (41 × 25)

Текущая ставка750000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».