1682 (1683)–1751
Гравер
Сын иконописца Фёдора Евтихиевича Зубова, младший брат гравера Ивана Зубова. Обучался иконописи в Оружейной Палате. В 1699 был отдан обучаться гравированию к А. Схонебеку (Шхонебеку). Работал в Гравировальной мастерской Оружейной Палаты. В 1711 переведен в Петербург. С 1711 по 1727 возглавлял гравировальную мастерскую при Санкт-Петербургской типографии. В 1728–1729 работал в Гравировальной палате Академии наук на сдельной основе. В конце 1729 переехал в Москву, где исполнял заказы частных лиц и Синодальной типографии. С 1744 состоял на службе в Мануфактур-коллегии, изготавливая клейма для гербовой бумаги.
Работал в области оригинальной (то есть по собственному рисунку) гравюры в техниках офорта, резца, черной манеры; собственноручно изготовил станок для меццо-тинто. Гравировал портреты, виды, батальные и аллегорические изображения, фейерверки, создавал композиции на библейские сюжеты. Творческое наследие мастера, учитывая большой формат и многосложность работы, достаточно велико и составляет более 100 произведений.
Лучшие работы датируются 1710 — 1720-ми годами. К ним принадлежат: «Конный портрет Петра I» (1707–1721, совместно с П. Пикартом), «Триумфальный вход русского войска в Москву после побед при Лесной и под Полтавой» (1710–1711), «Свадьба Петра I и Екатерины» (1712), «Васильевский остров в Санкт-Петербурге» (1714), «Баталия близ Гангута 25 июля 1714» (1715), «Панорама Санкт-Петербурга» (1716), «Вид Летнего сада со стороны Невы» (1717), «Зимний дворец Петра I» (1716– 1717), «Торжественный ввод в Санкт-Петербург четырех шведских фрегатов после победы при Гренгаме 8 сентября 1720 года» (1720), «Сражение при Гренгаме 27 июля 1720 года» (1721) и другие.
Зубов — выдающийся русский гравер первой четверти XVIII века. В этот период гравюра в России выдвинулась на ведущее место в системе искусств, выполняя важную функцию пропаганды государственных свершений. Зубов одним из первых запечатлел в своих произведениях военные победы и триумфальные шествия, а также новую столицу — Санкт-Петербург. Его искусству, как и в целом гравюре петровской эпохи, присущи торжественность, монументальный размах, репрезентативность, обилие символики и аллегорий. Для произведений характерны свободный выразительный штрих, свежесть, насыщенность тона, динамичный ритм.
Известны поздние оттиски с гравюр мастера, выполненные с уже стертых досок и отличающиеся невыдержанностью общего тона, наличием случайных штрихов (царапин), плохой пропечаткой отдельных деталей.
Произведения Зубова находятся в крупнейших музейных собраниях — Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Историческом музее и других.
Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Литература: Дирк Болл. Искусство и его рынок
06.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Этапы карьерного роста
03.12.2024Открыт 240-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
02.12.2024Открыты 559-е торги аукциона ARTinvestment.RU
02.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Художник с минимумом продаж
29.11.2024«Едем на Art Basel!»: краткое руководство по посещению арт-ярмарок
26.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе