Art Investment

Художники и цены

Специальные проекты ММСИ в рамках Третьей Московской биеннале современного искусства

Вчера вечером вернисажем выставки «Товарищество “Искусство или смерть”» открылась программа специальных проектов ММСИ в рамках Третьей Московской биеннале современного искусства.

Куратор проекта: Ольга Голованова. Даты: 23 сентября — 25 октября. Площадка: Государственный музей современного искусства РАХ, Гоголевский бульвар 10

Товарищество «Искусство или смерть» сложилось в Ростове-на-Дону в процессе деятельности группы молодых художников с 1986 по 1990 год. За это время было проведено три скандально известных выставки, которые кристаллизовали идейную направленность группы. Дебют ее был успешен на фоне кризиса консервативной позднесоветской культуры. В провинции это воспринималось еще острее.

Группа включала в себя художников Валерия Кошлякова, Авдея Тер-Оганьяна, Юрия Шабельникова, Николая Константинова, Александра Кислякова, Василия Слепченко, поэтов Мирослава Немирова и Игоря Буренина, рок-музыканта Сергея Тимофеева, администратора Всеволода Лисовского. Дружба художников сложилась еще в стенах Ростовского художественного училища имени М. Б. Грекова. Соединили всех перестройка, рок-фестивали, андеграундная жизнь отверженных.

Название Товарищества «Искусство или смерть», восходящее к знаменитому революционному лозунгу Patria o Muerte, — это принципиальное отношение к искусству. Искусство, и никакой халтуры и компромиссов. Это был жизненный принцип, который остался актуальным и сегодня.

Ретроспективная выставка Товарищества «Искусство или смерть» — это первая попытка выделить раннее творчество художников, признанных одними из важнейших фигур современного российского искусства: Валерия Кошлякова, Авдея Тер-Оганьяна и Юрия Шабельникова. Более поздний период творчества этих художников известен зрителям и искусствоведам, зафиксирован в музейных коллекциях. Тем интереснее и важнее показать предпосылки, самое начало их развития, которое было не менее важным и ярким, чем последующая художественная карьера участников.

На выставке представлено более 200 произведений живописи, графики, а также инсталляций и объектов. Выставка сопровождается уникальными фотодокументами и видеоматериалами. К открытию выставки запланировано издание книги «Товарищество “Искусство или смерть”».

Участники проекта «Товарищество “Искусство или смерть”»: Николай Константинов, художник; Валерий Кошляков, художник; Александр Сигутин, художник; Василий Слепченко, художник; Авдей Тер-Оганьян, художник; Юрий Шабельников, художник.

Сегодня в 19:00 открывается второй проект специальной программы  — «Сверхновая вещественность».

Статус: Специальный проект. Куратор: Андрей Паршиков. Даты: 24 сентября — 25 октября. Площадка: Московский музей современного искусства, Ермолаевский переулок, 17, этажи 2–5.

В проекте «Сверхновая вещественность» участвуют двенадцать художников, работающих с видео. Помимо российских художников, это представители пост-диаспоры (люди, покинувшие Россию после падения советской власти) и даже восточноевропейская художница, чья семья связана с первой волной российской эмиграции XX века.

Те смыслы, тенденции и проблемы, о которых художники высказываются в своих работах, актуальны не только в периферийных зонах современного искусства, но и на мировой интеллектуальной сцене. Это очень важно понять зрителю, поскольку тогда становится ясно, что этот проект лишен лоска и поверхностности национальных художественных событий и требует гораздо меньшего пиетета и большей включенности для восприятия. Зрителю дается большая свобода в оценке и осмыслении того, что он видит, убирается условие возвышения произведения над зрителем, приближая его к бытовому просмотру.

Помимо видео, художники в этом проекте не были ограничены ни строго заданной темой, ни экспозицией, ни конечной формой, призванной что-либо отразить. Важен был сам выбор художников, которые выстроили целостную историю своими двенадцатью персональными проектами.

Все художники описывали современную действительность, акцентируя свое внимание не на универсальных смыслах, а на конкретных проблемах, которые относятся к одному и тому же социальному аспекту. Это бытование, функционирование и критика нового для России и чуть менее нового для Запада среднего класса, который занимается нематериальным производством. Это прежде всего так называемый «креативный класс» (Р. Флорида): администраторы, журналисты, то есть как раз те люди, которые проявляют сейчас наибольший интерес к современности, в частности к искусству, и обладают определенным влиянием на политическую ситуацию, будучи при этом на первый взгляд довольно инертными. По сути, это история блеска и нищеты общества «нематериального» производства, сомневающаяся в его нематериальности.

Эта история совершенно не абстрактна, она сложена из исследований конкретных проблем, бытовых структур, характерных человеческих переживаний. Общую тенденцию работ этого проекта можно обозначить как сентиментально-критическую. Сейчас интереснейшим моментом в современном искусстве становится поворот к человеку, к конкретике, к частному переживанию создаваемого образа. Это становится возможным только благодаря возвращению эмоционально-ориентированного произведения и наиболее ярко проявляется в темпоральных видах искусства (time-based arts), одним из которых является видео. Долгое время камера современного художника была направлена в пол, в потолок, на какие-то предметы, теперь в кадре все чаще появляется человек или то, до чего он может дотянуться. «Сверхновая вещественность» рассказывает историю о современности «не далее человеческого прикосновения» (Дж. Кассаветис), без обобщений, метафизики, абстракции.

Самая важная цель в «Сверхновой вещественности» — критиковать действительность не с отстраненной, а с включенной позиции заинтересованного исследователя, которому дорог объект исследований и его результаты, как если бы они реально могли что-то изменить.

Участники проекта «Сверхновая вещественность»: Алина и Джефф Блюмис, Дмитрий Булныгин, Алина Гуткина, Яков Каждан, Елена Ковылина, Элеонор де Монтескье, Ксения Перетрухина, Группа «ПРОВМЫЗА», Евгений Фикс, Группа «ФНО» («Фабрика найденных одежд»), Марина Черникова, Маша Ша.

Третий проект — «Александра Паперно: Популярная астрономия» — тоже открывается сегодня в 19:00.

Статус: Проект параллельной программы. Куратор: Тереза Мавика. Даты: 24 сентября — 25 октября. Площадка: Московский музей современного искусства, Ермолаевский переулок, 17, 1-й этаж.

В «Популярной астрономии» Александра Паперно говорит о непроговариваемом. О том, что простое ужасно сложно. Основное здесь то, что, прекрасным образом, привычная нам позиция художника-гения, который читает нотации зрителю, меняется. Зритель, от которого требовали активности последние лет двадцать, а он побаивался и, по большому счету, оставался жертвой художественных экспериментов, теперь реабилитирован. Зритель совсем уже равен художнику в своей возможности почувствовать себя свободно и весело. Во всяком случае, Александра Паперно приложила к этому максимум усилий. Ее позиция глубоко этична и по-хорошему моральна, а главное — ее изобразительное искусство привлекательно и символично, как и полагалось искусству всегда.

Название взято от знаменитой, некогда популярной, а теперь абсолютно антикварной французской книжки* с кучей таблиц, картинок, гравюр, технических рисунков и всех возможных теорий и историй о звездном небе. Идея, что возвышенная и сложная наука о небе может иметь популярный формат, но не терять от этого качества, — здесь главная. Она встречается с другой, американской идеей популярного как всеобщего (мы имеем в виду, конечно, поп-арт — некогда так и оставшийся искусством для избранных). Сегодня же, на перекрестии дорог популярной науки и современного искусства, проект Александры Паперно определяет популярное (populus, социальное) как место обретения новых смыслов. Ее картины стали проще, что вызывает чувство невероятной открытости.

Еще это история про свет. Свет небесных тел или свет от встречи зрительского культурного опыта и глубоко личных переживаний художника. Это, как если человек, взрослея, вдруг обнаруживает, что его первая любовь и первая удача, и сны, и горькие разочарования, вовсе не уникальны и то, что это прекрасно.

* Книга французского астронома Камиля Фламмариона Astronomie Populaire («Популярная астрономия»), вышедшая в свет в 1879 году.

Александра Паперно родилась в Москве в 1978 году, получила художественное образование в Нью-Йорке в университете Cooper Union, который окончила в 2000 году со степенью бакалавра искусств.

В 2004 году в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ, Москва) состоялась ее первая персональная выставка. В 2006 году в галерее Стелла Арт (Москва) была представлена ее выставка «Карты звездного неба». Александра Паперно также неоднократно была участницей Московского международного форума художественных инициатив, ее работы демонстрировались на Пражской биеннале современного искусства и других групповых выставках.

Презентация проекта «Мастерская женского творчества. История женской культуры в постсоветском пространстве, 1989–2009»

Статус: Специальный проект. Куратор: Наталия Каменецкая, Оксана Саркисян. Даты: 26 сентября, 15:00. Площадка: Московский музей современного искусства, Петровка, 25, зал № 21.

Междисциплинарный проект «Мастерская женского творчества» посвящен пропаганде идеи Музея женского искусства в России. Пока эта идея абстрактна, но в дальнейшем она должна воплотиться в наиболее подходящих для развития женского искусства институциональных формах. В рамках проекта осуществляется целый ряд событий: научные конференции, создание интернет-ресурса, проведение выставок, формирование архива и издание каталога. В программу биеннале включена предварительная презентация проекта и электронной версии книги «История женского искусства, 1989–2009».

Михаил Гробман: Метаморфозы коллажа

Статус: Специальный гость. Куратор: Лёля Кантор-Казовская. Даты: 27 сентября — 25 октября. Площадка: Московский музей современного искусства, Петровка 25, 1-й этаж. Открытие: 26 сентября, 18:00.

Михаил Гробман — специальный гость Третьей Московской биеннале современного искусства, одна из знаковых фигур в московской неофициальной культуре 60-х, крупнейший представитель концептуальной школы, основатель легендарной группы «Левиафан». С самого начала своей творческой карьеры Гробман уделял большое внимание коллажу во всех его видах и проявлениях. Художник неустанно экспериментировал, в результате чего рождались уникальные жанры — от mail-art до «визуальных стихов». Его работы балансируют на грани плоскости и трехмерной инсталляции: включенные в них объекты из прошлого — обложки книг, пожелтевшие фотографии, старые открытки и газетные вырезки — преодолевают границы изображения и открывают выход в новое измерение смысла.

Андрей Бартенев: Шведская стенка. Скульптура-рукоход

Статус: Специальный проект. Куратор: Андрей Бартенев. Даты: 27 сентября — 25 октября. Площадка: Московский музей современного искусства, Петровка, 25, зал № 34. Открытие: 26 сентября, 18:30.

Андрей Бартенев представляет «скульптуру-рукоход» — свою фантазию на тему шведской стенки, одного из самых популярных гимнастических снарядов. Художник заполняет перекладинами почти все пространство зала и приглашает зрителей поупражняться на них.

Шведская семья

Статус: Специальный проект. Кураторы: Хелена Лаукканен, Наташа Данберг, Анна-Карин Брюс, Катарина Сундквист Зохари, Агнета Форслунд. Даты: 27 сентября — 25 октября. Площадка: Московский музей современного искусства, Петровка, 25, 3-й этаж. Открытие: 26 сентября, 19:00.

Идиома «шведская семья» вызывает в России двусмысленную улыбку. Когда сами шведы слышат о значении, которое это понятие имеет у восточного соседа, они удивляются и пробуют найти объяснение. Именно тема семьи в ее современном понимании стала лейтмотивом выставки, инициаторами которой стали пять художников — Хелена Лаукканен, Наташа Данберг, Анна-Карин Брюс, Катарина Сундквист Зохари, Агнета Форслунд. Пожалуй, самая важная составляющая проекта рассказывает об отношениях внутри семьи; многие художники впускают зрителя в свою частную жизнь, рассказывают свою личную историю. В экспозиции использованы самые разные художественные формы — документации перформанса, инсталляции, левкасы, карандашные рисунки, скульптуры и вышивки…

Спальный район

Статус: Специальный проект. Куратор: Марина Звягинцева, Иван Колесников, Сергей Денисов. Даты: 28 сентября — 1 ноября. Площадка: Краснодонская улица (станция метро «Волжская»). Открытие: 27 сентября, 15:00.

Проект «Спальный район» — это интерактивная инсталляция на открытой территории одного из спальных районов Москвы. Этот проект дает положительный ответ на вопрос, возможно ли функционирование современного искусства вдали от центра города, среди расположенных за пределами МКАД новостроек. Безликость спальных районов столицы, отсутствие учреждений культуры и, как следствие, оторванность от динамичного арт-процесса стали побудительным мотивом для организаторов. Проект продолжает известную традицию европейских биеннале — превращать улицы в арт-объекты, преображая город и вовлекая в эстетическое переживание его жителей. Художникам предложено использовать самую обыкновенную железную кровать, выступающую метафорой пустоты спальных районов, которую можно и нужно «застелить».

Гела Цуладзе: ТЧК. ЗПТ

Статус: Проект параллельной программы. Куратор: Фердинанд Корте. Даты: 29 сентября — 25 октября. Площадка: Московский музей современного искусства, Тверской бульвар, 9. Открытие: 28 сентября, 19:00.

Творчество Гелы Цуладзе, французского художника родом из Грузии, увлекательно демонстрирует, как гипнотические техники и практики психоанализа могут служить основой визуальной составляющей работ. Выставка посвящена Сержу Цуладзе, отцу художника и виднейшему психоаналитику. Экспозиция открывается двухчастной видео-инсталляцией, использующей образы точки и запятой. Ее дополняют гобелены и живописные произведения.

Piece of Art

Статус: Проект параллельной программы. Куратор: Группа «БЕГ» (Анна Буйвид, Ольга Ерофеева-Муравьева, Олеся Гидрат-Лунгина). Даты: 30 сентября — 4 октября. Площадка: Государственный музей современного искусства РАХ, Гоголевский бульвар, 10. Открытие: 29 сентября, 19:00.

Проект Piece of Art — это глобальный перформанс с вовлечением публики. Пятеро известных российских художников, чьи имена не разглашаются по концептуальным соображениям, создали свои произведения. Теперь пришла очередь зрителей воссоздать их, подобно археологам, которые реконструируют культурный слой по мельчайшим фрагментам. В качестве пригласительных билетов гости вернисажа получат реальные части тех или иных произведений искусства, поэтому без присутствия каждого цельная картина не возникнет. В этом проекте важна документация всех стадий — от создания и «дробления» работы до ее полного восстановления. Интрига состоит еще и в том, что зритель-соучастник до последнего момента не знает, произведение какого художника попало в его руки.

Дарья Досталь: «Фотоделика. Москва»

Статус: Проект параллельной программы. Куратор: Анна Монгайт. Даты: 9–25 октября. Площадка: Государственный музей современного искусства РАХ, Гоголевский бульвар, 10. Открытие: 8 октября, 19:00.

«Фотоделика. Москва» — художественный дебют кинопродюсера Дарьи Досталь. Его тема — бешеная энергия города, которая проявляется на фотографиях, сияет радиоактивным светом в лайт-боксах, оживает с помощью анимации. Некоторые фотографии специально сделаны из окна мчащегося автомобиля, чтобы показать Москву такой, какой ее на самом деле помнят москвичи.

Источник: mmoma.ru, 3rd.moscowbiennale.ru/ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090923_mmsi.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090923_mmsi.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе