Art Investment

Художники и цены

Дега в Австралии

Первая в Австралии выставка работ выдающегося французского художника Эдгара Дега (Edgar Degas) проходит сейчас в Национальной галерее в городе Канберра. Она включает более 120 картин, рисунков, скульптур, монотипий, гравюр и фотографий из 45 коллекций по всему миру. Работы для экспозиции поступили из таких известных собраний, как Музей д’Орсэ (Париж), Музей изящных искусств (По, Франция), Музей Метрополитен (Нью-Йорк), Национальная галерея искусств (Вашингтон) и Музей Гетти (Лос-Анджелес).

Ранние годы

Эдгар Дега родился в 1834 году в Париже. Обучаясь в мастерской французского художника Луи Ламота, он создал множество копий различных выдающихся произведений прошлого, начиная со слепков фриза античного Парфенона и заканчивая полотнами Рембрандта. Глубокое влияние на Дега оказал Жан Огюст Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres). Это очень хорошо заметно в автопортретах художника и изображениях членов его семьи и друзей, создававшихся им в то время. Еще одним автором, вдохновлявшим Дега, был Эжен Делакруа (Eugène Delacroix). Драматизм его сюжетов и сложность композиций не могли не привлечь молодого художника. Именно увлечение Дега произведениями старых мастеров определило формирование его стиля на многие годы вперед.

Скачки

Одной из любимых тем Дега были лошади и скачки. Эта страсть художника, сохранявшаяся на протяжении всей его творческой карьеры, породила множество рисунков, пастелей, а также восковых скульптур и картин.

В то время публичные скачки были во Франции относительно новым явлением. 26 апреля 1857 года на окраине Парижа открылся ипподром Лоншам. Весенний сезон скачек стал одним из важных событий в светской жизни парижских высших кругов: собственно бега, балы и другие праздничные мероприятия сменяли друг друга, как в калейдоскопе. Тема скачек появляется в работах Дега в начале 1860-х годов. Он изображает гонку, несущихся лошадей, жокеев и роскошно одетых зрителей. В ранних произведениях художника ипподром Лоншам вполне узнаваем. Но затем, с 1870-х годов место действия на картинах становится все менее определенным: всадники превращаются в анонимных персонажей, различающихся между собой только цветом одежды.

Дега не любил работать на пленэре в отличие от своих коллег-импрессионистов. На месте он делал только небольшие зарисовки, а заканчивал картины уже в своей мастерской. Для того чтобы точнее определиться с композицией и освещением, он использовал маленькие деревянные фигурки лошадей.

Живописные оттиски

В середине 1870-х Дега начал экспериментировать с монотипиями. Он изготавливал их двумя способами. В одном случае чернила и краска наносились на медную пластину, а картинка прорисовывалась лоскутом, кистью или пальцами, а в другом случае рисунок создавался краской или чернилами, наносившимися непосредственно на чистую пластину. Многие оттиски Дега затем дорабатывал пастелью.

Хорошо известна серия монотипий, которую Дега создал на сюжеты сатирических рассказов его друга Людовика Галеви (Ludovic Halevy), повествующих о приключениях месье и мадам Кардиналь и их дочерей — Полин и Виржинии. Помимо серии о семье Кардиналь, Дега также создавал монотипии на глубоко интимную тему: он изображал обнаженных женщин, лежащих и купающихся, в том числе и обитательниц публичных домов. Полуодетые и полностью раздетые девушки предстают на фоне роскошных кушеток, сверкающих светильников и зеркал. В темах и композициях этих работ нет формальности, зато они наполнены духом современной художнику парижской жизни. Рисунки Дега к «Разговорам гетер» древнеримского автора Лукиана (где он проиллюстрировал античный сюжет изображениями своих современниц, подвизавшихся, однако, на том же поприще, что и героини Лукиана) и «Семье Кардиналь» Людовика Галеви экспонировались в конце лета в ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Балет и театр

В 1870-х годах в творчество Дега пришла тема балета. Живопись, рисунок, пастель, скульптура и гравюра Дега отразили парижский балет конца XIX века во всем его многообразии. Первоначально художник изображал представление на сцене из оркестровой ямы. Позднее его внимание чаще обращалось к происходящему в репетиционных залах и за кулисами, где танцоры разминались, поправляли костюмы и отдыхали. Дега стремился показать движение, используя асимметричность композиций, пустоты, высокую линию горизонта. Он также часто «срезал» границами полотна изображаемые фигуры, архитектурные формы и мебель. Как правило, в работах Дега нет ни декораций, ни публики — только артисты, на сцене и за кулисами.

Художник и фотограф

Дега очень интересовался художественным использованием фотографии. Первой работой мастера в этом жанре можно назвать «Апофеоз Дега» 1885 года, несмотря на то, что этот снимок был сделан другим фотографом. Дега попросил своих друзей позировать для фотографии, которую задумал как вариацию на тему картины Энгра «Апофеоз Гомера». Сам художник в этой композиции занял место слепца Гомера, словно провидя собственную тяжелую участь: в конце жизни он почти совсем потерял зрение.

В середине 1890-х годов Дега начал делать фотопортреты — свои и своих друзей. Его композиции со временем усложнялись, он тщательно прорабатывал положение своих моделей, их взгляды, жесты и взаимоотношения. Дега переставлял мебель, картины, скульптуры, создавал отражения в зеркалах. Эти приемы он позаимствовал у Энгра и Диего Веласкеса. Также весьма интересно, что художник предпочитал фотографировать по вечерам: не при дневном освещении, а при искусственном. Нужного ему светового состояния он добивался с помощью настенных светильников, люстр и канделябров.

На пути к абстракции

Дега активно занимался творчеством даже в последние годы своей жизни. Он черпал вдохновение в тех образах, которые развивал в течение предыдущих лет: преобразовывал их и создавал новые вариации.

Одной из его любимых тем были купальщицы. Дега изображал женщин моющихся, вытирающихся после купания, причесывающихся. Он также часто рисовал прачек. В этот период художник начал использовать уголь, иногда расцвечивая его пастелью или цветным карандашом. Эти рисунки больше не напоминали аккуратные, тщательно проработанные наброски, которые он делал в молодости. Изображенные им женские фигуры скорее монументальны и даже чем-то напоминают амазонок.

Примерно с 1890 года стала меняться и текстура живописных работ Дега. Мазки делались все крупнее, а затем он даже начал наносить краску на холст пальцами, используя манеру венецианских мастеров. Постепенно из-за упрощения форм и ограничения цветовой гаммы фигуры в работах Дега становились все более абстрактными.

Выставка в Национальной галерее в Канберре дает зрителям прекрасную возможность увидеть произведения, в которых воплотились все любимые темы художника — балет, опера, скачки, купальщицы, прачки, женщины из публичных домов.

Привлекают внимание и другие интересные аспекты творчества Дега, затронутые в экспозиции, — влияние на художника французской карикатуры, японизма, литературы и театра. Организаторы постарались проследить развитие Дега как художника, а также его стремление и умение экспериментировать, что в итоге и привело к формированию того зрелого, характерного стиля, который отличает его от всех остальных авторов.

Экспозиция в Национальной галерее Австралии, на подготовку которой ушло почти три года, продлится до 22 марта 2009 года.

Источники: nga.gov.au, artdaily.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090102_edgar_degas_in_canberra.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090102_edgar_degas_in_canberra.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».