Art Investment

Художники и цены

Ядерная физика и загадка утраченной фрески Леонардо

Вот уже несколько десятилетий ученые пытаются обнаружить следы утраченного шедевра Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), который, возможно, скрывается за настенными росписями Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) во флорентийском палаццо Веккьо. Есть вероятность, однако, что скоро, благодаря уникальному союзу искусствоведения и ядерной физики, эти поиски благополучно завершатся. Если все пройдет удачно, в следующем году ученым даже удастся при помощи специально разработанного фотоаппарата сделать снимок фрески Леонардо.

Эта увлекательная история началась в 70-х годах прошлого века, когда Маурицио Серачини (Maurizio Seracini), в то время еще студент, а ныне профессор инженерного факультета Университета Калифорнии в Сан-Диего и заведующий Центром междисциплинарных исследований в области искусства, архитектуры и археологии, загорелся идеей отыскать утраченную фреску Леонардо «Битва при Ангиари». Из курса истории искусств Серачини узнал, что, согласно одной из версий, фреска да Винчи, которую некоторые современники этого титана Возрождения называли его лучшей работой, скрывается за огромной настенной росписью Джорджо Вазари в Зале пятисот в палаццо Веккьо (месте собраний флорентийского Народного совета).

По описаниям современников, а также копиям и произведениям, навеянным шедевром Леонардо, известно, что фреска «Битва при Ангиари» да Винчи отличалась невероятной экспрессивностью. Масштабная роспись, изображающая вставших на дыбы горячих скакунов и жаждущих кровопролития воинов, в гуще сражения потрясающих обнаженными мечами, была начата художником в 1505 году. Хотя работа не была закончена, она стала широко известной и получила заслуженное признание. Многие художники, в том числе выдающиеся, создавали свои произведения по мотивам фрески: так, Рубенса вдохновила на создание известного рисунка, находящегося в Лувре, анонимная копия этой масштабной настенной росписи Леонардо. Однако в середине XVI столетия вследствие сложных политических и прочих обстоятельств фреска была утрачена.

В результате научного исследования, в ходе которого Маурицио Серачини пришлось проявлять порой дедуктивные способности, он пришел к выводу, что Джорджо Вазари защитил выполненную маслом работу Леонардо специально выстроенной дополнительной стеной, на которой и создал собственные фрески, украшающие Зал пятисот и по сей день. (Вазари получил заказ на выполнение росписи от семьи Медичи, вернувшейся к власти во Флоренции в 1563 году после недолгого периода республиканского правления.)

Еще в 70-х годах Серачини заметил на одном из штандартов в руках участника битвы с фрески Вазари слова «cerca trova» («ищите и обрящете»). Эта фраза взволновала ученого и раздразнила его любопытство и научный азарт.

В течение многих лет Маурицио Серачини использовал различные технологии, от ультразвука до инфракрасного излучения и радиолокации, чтобы определить вероятное местонахождение фрески Леонардо, и пришел к выводу, что ее фрагмент находится прямо под той самой заветной надписью «cerca trova». С начала нового тысячелетия ученый также неоднократно использовал радиолокатор в надежде обнаружить в кладке заполненную воздухом полость, которая бы стала доказательством того, что росписи Вазари наносились на новую кирпичную стену, построенную перед первоначальной стеной с фресками Леонардо.

Начинания Серачини и его коллег поддерживали и продолжают поддерживать различные частные лица, однако в работе ученых часто возникают задержки по вине итальянских чиновников, а также из-за недостатка финансирования. Сейчас Маурицио Серачини утверждает: «Мы ближе к разгадке, чем когда бы то ни было». Проект нашел поддержку в лице молодого энергичного мэра Флоренции Маттео Ренци (Matteo Renzi), пришедшего к власти в 2009 году. «Я всегда интересовался этим исследованием и, когда стал мэром, решил: во время моего срока мы разгадаем эту загадку», — заявил он.

В 2010 году Ренци подписал договор с американским Национальным географическим обществом, которое согласилось выделить Флоренции 250 тысяч долларов в обмен на эксклюзивные права на публикацию результатов исследования Серачини. Ренци заверил, что власти Флоренции будут всячески способствовать проведению серии научных тестов, запланированных ученым и его командой на 2012 год. Мэр утверждает: «В следующем году вы [журналисты] уже не будете писать, что исследования начаты. Надеюсь, что тогда мы уже будем обсуждать другую проблему: что нам делать с обнаруженным произведением Леонардо?»

В 2005 году Серачини начал сотрудничать с учеными из России, Нидерландов и США с целью разработать оборудование, которое позволило бы определить, действительно ли фреска находится там, где он предполагает. Ученые пытались создать портативное устройство на основе тех, что обычно применяются для распознавания взрывчатых веществ, которое могло бы реагировать на присутствие определенных красочных пигментов, а также на наличие органических веществ. Химический состав красок у да Винчи и Вазари различался, а значит, обнаружение тех пигментов, которые не использовал в работе Вазари, может послужить доказательством того, что за его фреской  находится другая работа.

Не так давно на помощь Маурицио Серачини пришел со своими разработками Роберт Смитер (Robert Smither), 82-летний физик-ядерщик, около полувека проработавший в Национальной лаборатории в Аргонне (США). Смитер уже давно трудится над созданием специального фотоаппарата, который позволил бы снимать с высоким разрешением находящиеся внутри тела раковые опухоли.

Фотоаппарат Смитера, в котором кристаллы меди используются в качестве объектива, чтобы сфокусировать гамма-лучи, исходящие от предварительно обработанной нейтронами поверхности, вполне может помочь обнаружить «спрятанную» фреску. Он не только способен установить, действительно ли произведение Леонардо находится там, где полагают ученые, определив химический состав присутствующих в помещении красок, но и предоставляет возможность сделать снимок фрески да Винчи прямо сквозь росписи Вазари. Однако для создания специальной гамма-камеры, которая сможет «проявить» полученное изображение, необходимы недостающие 265 тысяч долларов, для сбора которых Национальное географическое общество запустило кампанию на сайте Кickstarter.com.

По сути, весь этот сложнейший многолетний проект держится на вере Маурицио Серачини в то, что фреска Леонардо сохранилась на второй стене под росписями Вазари в своем первозданном виде. Однако не исключено, что за прошедшие столетия краска, увы, могла высохнуть и осыпаться. Такое предположение, впрочем, не останавливает увлеченных своих делом исследователей. Серачини посвятил своим изысканиям более 30 лет и не сдастся ни при каких обстоятельствах. «Теперь, настолько приблизившись к разгадке, я уже не могу остановиться», — говорит он.

Если эксперименты Маурицио Серачини и его коллег в следующем году пройдут удачно и гениальная фреска действительно будет обнаружена за стеной с росписями Вазари, то это открытие станет темой крупнейшей международной искусствоведческой дискуссии. Необходимо будет придумать способ продолжить исследования и подобраться к творению Леонардо, не повредив при этом работы Вазари.

Источник: nytimes.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110831_leonardo.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110831_leonardo.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».