Art Investment

Художники и цены

Винсент или Тео?

Результаты исследований, опубликованные кураторами музея Ван Гога в Амстердаме в шестисотстраничном каталоге недавно открывшейся выставки «Ван Гог в Антверпене и Париже: новые перспективы», привлекли пристальное внимание как в научных кругах, так и среди широкой публики. Некоторые выводы ученых не вызывают никаких разногласий — тот факт, например, что на картине «Пшеничное поле с жаворонком» на самом деле изображена куропатка. За живое специалистов задела другая новость: в каталоге утверждается, что автопортрет Ван Гога 1887 года на самом деле — изображение его брата Тео.

В музее Ван Гога в Амстердаме хранится более двухсот полотен гениального живописца и около пятисот его рисунков. Эта коллекция — самое крупное собрание произведений Ван Гога в мире — дар семьи художника. В музее активно ведется научная работа, постоянно появляются новые исследования творчества Ван Гога. Изданный к выставке каталог включает 550 иллюстраций, в числе которых не только шедевры самого Ван Гога, но и работы художников, повлиявших на его творчество.

Тем не менее очень многие не готовы согласиться с выводом, который сделали глава исследовательского центра музея Луис ван Тилборг и главный хранитель Элла Хендрикс. Сегодня с уверенностью можно сказать лишь одно: сотрудники музея спровоцировали оживленные споры в международной арт-среде.

Большая часть того, что мы знаем о жизни Ван Гога, известна нам из 652 писем художника, адресованных горячо любимому брату Тео. Вопрос о том, почему Тео не фигурирует на картинах Винсента, давно будоражит умы ученых. И вот, в ходе подготовки к новой выставке ван Тилборг и Хендрикс извлекли из хранилища небольшой портрет, датированный 1887 годом, и стали придирчиво сравнивать его с другим портретом того же года. Ранее оба полотна считались автопортретами, но исследователи решили: на одном из них изображен Винсент, а на другом — Тео.

В защиту этой версии приводятся три основных доказательства: форма ушей Тео была более округлой, чем у брата, его борода скорее русая, а не рыжая, как у Винсента, а щеки — выбриты. Спор о форме ушей братьев возможен лишь по той причине, что оба портрета написаны в 1887 году. Стоит напомнить, что в следующем, 1888 году Винсент во время приступа болезни повредил себе ухо, после чего изображал себя какое-то время с забинтованным ухом, что значительно облегчает работу искусствоведам.

Сомнения вызывает следующее обстоятельство: изображенный на портрете мужчина, которого амстердамские кураторы называют Тео, предстает перед зрителем в широкополой соломенной шляпе, которую носили художники того времени, работая на пленэре, а Винсент изображен в серой фетровой шляпе — подобные головные уборы как раз носили парижские буржуа. Что значит вся эта путаница? Согласно утверждению кураторов, скорей всего, решение Ван Гога «обменяться» с братом шляпами — «просто шутка».

Однако многие эксперты на этом основании призадумались: уж не запутались ли амстердамские кураторы сами и не вводят ли они нас в заблуждение? Независимый куратор Белинда Томпсон, автор работы «Шедевры Ван Гога», сообщила ресурсу ARTINFO, что, по ее мнению, «вполне логично», что Ван Гог в этот период своего творчества создал портрет брата. Но Томпсон всегда считала, что именно мужчина в серой фетровой шляпе — «полная копия Тео». В качестве аргументов она приводит все те же «десять отличий»: «У Тео более заостренное лицо с тонкими чертами, высокие скулы и более впалые, чем у брата, щеки». Томпсон приходит к неожиданному заключению и пишет: «У меня к авторам каталога следующий вопрос: не являются ли оба “автопортрета”, на самом деле, портретами Тео?»

Спор о форме ушей братьев Ван Гог выглядит особенно неубедительным, считает Томпсон. По ее мнению, уши на картинах «могут выглядеть по-разному в зависимости от освещения». Арт-критик Мартин Гейфорд, автор книги «Желтый дом», посвященной жизни Ван Гога и Гогена в Арле, согласен с ней и также полагает, что «разговоры о форме ушей и им подобные — совершенно неубедительны». Гейфорд согласен с Томпсон в том, что как раз другой автопортрет гораздо больше напоминает Тео. Но он добавляет еще одну любопытную деталь: «Неоспоримо, что Винсент, особенно в периоды болезни, считал своего брата своеобразным alterego, что еще более усложняет проблему».

На сайте Музея также развернулась ожесточенная дискуссия о том, кто на самом деле изображен на двух портретах. Пользователи сайта, среди прочего, выдвинули такую версию: полы пиджака на обоих портретах видны зрителю в зеркальном отображении. А так как в то время пуговицы на мужской одежде обычно располагались справа, можно утверждать, что оба портрета Ван Гог рисовал с одной модели — собственного отражения в зеркале. Участники дискуссии так настаивали на своей правоте, что музейному исследователю Луису ван Тилборгу пришлось вмешаться: в блоге музея он решительно отверг версию про полы пиджака, заявив, что поскольку некоторых пуговиц не видно вообще, то нельзя с уверенностью сказать, на какую сторону застегнуты пиджаки на обоих портретах. «Более того, мы знаем, что на некоторых автопортретах Ван Гога пиджаки нарисованы застегнутыми справа налево, тогда как на других — слева направо. Скорей всего, Ван Гог не слишком был озабочен реалистичностью отображения подобных деталей».

Весьма любопытно, что этот автопортрет Ван Гога несколько десятилетий назад уже называли портретом Тео. Кураторы музея пишут, что Джейкоб Баарт де ла Фей, составивший каталог-резоне Ван Гога в 1928 году, в 1958 году пришел ровно к тому же выводу. Братья действительно были очень похожи, что подтверждала и вдова Тео — Йо Ван Гог-Бонгер, отмечая, при этом, что черты лица Тео были более тонкими, чем у брата. Тем не менее сын Тео, Винсент Виллем ван Гог, отверг версию ла Фэя, и она постепенно канула в лету.

Кураторы устроили отличную рекламу новой выставки в прессе, возродив версию Ла Фея, и французское издание Le Figaro сомневается, уж не намеренно ли исследователи раздули такую шумиху вокруг своих изысканий. Обозреватель LeFigaroговорит о том, что в каталоге, все шестьсот страниц которого посвящены трехлетнему периоду творчества художника, с 1885 по 1888 год, сотрудники музея пытаются переписать историю, предлагая новые точки зрения на, казалось бы, всем известные факты.

Вряд ли спор по поводу двух портретов будет разрешен в ближайшее время. А самой выставке необходимо воздать должное: она блестяще подготовлена и прекрасно освещает перипетии творческого развития Ван Гога во время его пребывания в Париже, когда он и Тео жили на Монмартре и дружили с Гогеном и Тулуз-Лотреком. В Париже Ван Гог создал целую серию автопортретов. Причина проста: он не мог позволить себе оплатить услуги натурщиков. Сам Ван Гог превратил это бытовое обстоятельство в творческую задачу и писал сестре: «Я намереваюсь показать, что с одного и того же человека можно написать множество абсолютно разных портретов». Ван Гог, безусловно, выполнил поставленную цель, чем одновременно привел в восхищение и замешательство целые поколения искусствоведов и ценителей живописи.

Источник: artinfo.com, lefigaro.fr, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110702_teo.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110702_teo.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

Икона «Святой великомученик и целитель Пантелеимон, с 14 клеймами жития». Вторая половина XIX века (106 × 78,5 × 4,3 см)

Текущая ставка55000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

ЗВЕРЕВ Анатолий Тимофеевич (1931–1986) Петух. 1958 (71 × 50,2)

Текущая ставка110000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

ЭРТЕ (Тыртов Роман Петрович, 1892–1990) Bacchante (Вакханка). 1988 (52 × 16,5 × 17 см)

Текущая ставка300000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».